Газ в баллоне

Содержание

Композитные газовые баллоны: характеристики, особенности, эксплуатация

Десятилетиями для хранения и использования сжиженного газа использовались только металлические емкости, так как альтернативы просто не существовало. Сравнительно недавно такая альтернатива все же появилась – современные композитные газовые баллоны успешно применяются не только за рубежом, но и в нашей стране. Однако повсеместного распространения эти емкости еще не получили, так как многие просто не знают, что можно больше не тратить силы на тяжелый, громоздкий металл, заменив куда более удобным, облегченным композитом. При участии специалиста норвежской компании Hexagon Ragasco и Президента Ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «Сибдальвостокгаз», рассмотрим, в чем преимущества композитных газовых баллонов. А также разберемся с самыми популярными мифами, которыми они успели «обрасти».

Что такое полимерно-композитные газовые баллоны

Композитные баллоны состоят из двух частей:

  • внутренняя – частично прозрачная полимерная емкость (колба);

  • внешняя – решетчатый защитный кожух из HDPE (высокоплотный полиэтилен), изготавливаемый по технологии литья под избыточным давлением.

Регулирующая арматура (вентили, защитные клапана) интегрируется в готовую полимерную емкость перед установкой ее в кожух.

Ввиду сырьевой базы и особенностей технологии производства, композитные газовые баллоны обладают рядом привлекательных для пользователей свойств.

  • Безопасность– в отличие от металлического, композитный баллон при критических условиях не усугубит ситуацию.

Igsh1Участник FORUMHOUSE

Основной плюс композитных баллонов получается во взрывобезопасности. Стальные тоже можно относительно обезопасить защитным клапаном. Расплавление корпуса у композитных – дополнительная степень защиты…

Поясним: при высоких температурах в случае возгорания, баллон не взрывается, поражая осколками, а постепенно оплавляется, что позволяет стравить газ через клапан сброса и предотвратить «хлопок».

  • Легкость – самый большой баллон на 33,5 литра, весит всего 6,3 кг, не говоря о маленьком, на 12,5 литра (3,4 кг). И хотя небольшая масса преимущественно важна для женщин и старшего поколения, мужчинам это свойство композита тоже может быть полезно.
  • Визуальный контроль – уровень газа в баллоне видно невооруженным глазом, благодаря частичной прозрачности колбы, что достаточно удобно.

Гарольд reg50Участник FORUMHOUSE

Для приготовления пищи на даче пользуюсь композитными баллонами объемом 33 л уже два года. Баллоны легкие, можно контролировать визуально остаток газа, редуктор подключается без разводного ключа (затягивается руками). До этого было несколько стальных баллонов по 50 л. Пришлось купить композитные баллоны, несмотря на цену – заболела спина; да и жена не могла поднять заправленный стальной баллон на 50 л. Разница же в объеме не критична, композита на 33 л хватает на 2-3 месяца, стального баллона 50 л хватало на 3-4 месяца.

  • Отсутствие коррозии – ей просто неоткуда взяться, так как ни внутри баллона, ни снаружи нет металлических элементов.
  • Долговечность – срок переаттестации баллона составляет десять лет, а срок службы, при правильной эксплуатации производители называют до ста лет, хотя пользователи и сомневаются.

GuffychУчастник FORUMHOUSE

Композитные баллоны не ржавеют, но зато «усталостные» нагрузки для них более критичны, не начнет со временем просто сифонить?

Геир ВетеМенеджер отдела технической поддержки завода Hexagon Ragasco

Материалы, используемые для производства композитных баллонов, идентичны тем, что используются при изготовлении воздушных судов из стекловолокна, подводных или подземных трубопроводов. Они применяются на различных производствах уже на протяжении 50 лет и известны своей устойчивостью к внешнему воздействию, загрязнению и коррозии. Тщательное тестирование не выявило какого-либо значительного износа материалов вследствие воздействия УФ-излучения, контакта с газами (в том числе пропано-бутановой смесью) или с другими веществами в результате испытаний. За 20-летнию историю производства и эксплуатации композитных газовых баллонов не выявлены случаи усталости композитного материала, что исключает возникновение утечек газа по этой причине. В первую очередь, на баллоне могут появиться потертости внешнего кожуха, при этом колба практически всегда остается целой и невредимой. Что отличает композитный газовый баллон от традиционного металлического, у которого степень повреждений самой колбы значительно выше в процессе эксплуатации.

serjtУчастник FORUMHOUSE

К вопросу о надежности композитных баллонов. Сегодня днем заправлял два своих баллона по 33,5 литра. Первый залился нормально, а во втором, как только начали заправлять, из дна засвистел газ. Глазами не видно, но слышно было отчетливо, баллон 14-го года.

Геир Вете

Колба композитного баллона состоит из внутреннего цельного лейнера и обмотки нитями стекловолокна. Ввиду особенностей композитного материала, в обмотке остаются небольшие поры и незаметные для глаза микро-полости. При наполнении баллона газом лейнер расширяется и выдавливает воздух из этих полостей, поэтому иногда слышен характерный свистящий звук, особенно когда баллон влажный. Это абсолютно нормальная ситуация, которая не является индикатором наличия утечки или какого-либо механического повреждения баллона.

Сфера применения

Технические и эксплуатационные характеристики полимерно-композитных газовых баллонов обеспечивают им большой потенциал и практически неограниченную сферу применения. Это автономный источник одного из наиболее востребованных энергоносителей в самых различных ситуациях.

Приготовление пищи – как на сезонной даче или в капитальном загородном доме (кухонные газовые плиты), так и на пикнике или в путешествии (газовые грили и барбекю, мобильные плитки).

В отопительных системах – разнообразные домашние газовые обогреватели, банные печи, уличные обогреватели (поездки на природу).

В строительстве и отделке – сварочные аппараты, тепловые пушки.

В автономных системах энергоснабжения – генераторы.

Удобство применения компактных и презентабельных композитных баллонов, практически во всех условиях – неоспоримо.

Можно ли использовать композитные газовые баллоны в помещении

Приверженцы привычных металлических баллонов одним из доводов против композитных, называют ограничения, связанные с запретом на их использование в помещениях.

БорисБББ Участник FORUMHOUSE

Любителям красивых композитных баллонов рекомендую сходить в Горгаз на инструктаж по ТБ. Они запрещены для установки в помещениях. Там покажут, расскажут, фото взорванных баллонов и домов покажут. В композитах клапан стоит, который при превышении давления газ стравливает.

Что характерно – в помещениях в принципе запрещено использовать газовые баллоны объемом свыше пяти литров, независимо от того, из чего они сделаны.

Румянцев Андрей АлександровичПрезидент Ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «Сибдальвостокгаз»

В соответствии с федеральными нормами и правилами, действующими на территории Российской Федерации, касательно использования, эксплуатации и заправки бытовых газовых баллонов, не существует разделения на металлические и композитные баллоны. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» п. п. 91-94 установка в жилых помещениях газовых баллонов, за исключением одного баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, запрещена. Баллоны должны быть расположены вне зданий, в пристройках из негорючих материалов, у глухого простенка стены, на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. Что касается клапана сброса избыточного давления, который есть на композитных баллонах, то его основное назначение – обезопасить пользователя, поэтому появляется все больше и больше компаний, которые самостоятельно устанавливают данный вентиль с клапаном сброса избыточного давления и на металлические баллоны.

На практике же повсеместно и металл, и композит устанавливают и в кухнях и в котельных, несмотря на существующие нормативы. Однако при равных вводных, в случае чрезвычайной ситуации, как ни крути, а от композита вреда будет куда меньше.

Но лучше, конечно, не создавать для таких ситуаций условий и придерживаться существующих противопожарных правил. «Техника безопасности написана кровью» практически в любой сфере нашей жизнедеятельности.

Мифы и реальность

Как и любая относительно новая технология или продукт, полимерно-композитные газовые баллоны быстро «обросли» различными слухами с негативной окраской. В большой степени это связано как с непониманием технологии производства, так и с нашими реалиями. Чаще всего можно столкнуться с несколькими суждениями.

Такие баллоны практически невозможно заправить – действительно, несколько лет назад, когда они только появились, подобные проблемы возникали. Сегодня же не имеет значения, металлический бытовой баллон или композитный – на газонаполнительной станции заправляют любые. Но именно на специализированной станции, а не на первой попавшейся заправке для автомобилей.

У них маленький рабочий диапазон, на солнце могут расплавиться, а на морозе, треснуть – абсолютно неверно. Диапазон рабочих температур у композитных баллонов такой же, как и у всех остальных, и составляет от +60 до -40⁰С. По большей части рабочая температура связана со свойствами газа (точки кипения и перехода в другие фазы), а не материала, из которого изготовлен баллон.

Баллоны пластиковые, одноразовый китайский ширпотреб, если сломается кожух или вентиль – только выкидывать.

Геир Вете

Все наши баллоны производятся только в Норвегии на единственном в мире на 100% автоматизированном производстве. Каждый баллон тестируется по 35 пунктам при прохождении контроля качества. Баллоны выдерживают свыше 80 тысяч заправок и при правильной эксплуатации могут прослужить 100 лет. В случае поломки вентиль или кожух меняют в специализированной газовой компании.

Основным сдерживающим фактором, препятствующим повсеместному распространению композитных баллонов, является более высокая стоимость. Но понятие рентабельности индивидуально.

FreelancerУчастник FORUMHOUSE

У каждого своя экономическая рентабельность. Я 50-ти литровый баллон не использую по одной простой причине – постоянная угроза радикулита, спину вынужден беречь. Хотя мне это могло бы сэкономить одну поездку на заправку в год из двух. Потому использую баллон 27 литров, хотя и он тяжеловат для больной спины (25 кг). А композитный, всего 15 кг, что уже допустимо. Разница же в цене 3000 рублей. Итого: если взять лет 15 использования, за то, чтобы тягать баллон на 10 кг меньше, мне надо заплатить 3000/15=200 рублей/год. Я согласился бы на такие условия. Вполне разумная цена. Поверьте, лечение радикулитов стоит гораздо дороже. Ну, а более эстетичный вид – бесплатный бонус.

Вывод

В технологическом плане композитные газовые баллоны не уступают металлическим, а в чем-то их даже превосходят, не говоря о том, что и выглядят значительно презентабельнее. Стоит ли переплачивать за удобство и безопасность – каждый определяет исходя из собственных резонов. Но в любом случае, это жизнеспособный и перспективный продукт.

В предыдущих материалах можно прочитать о резервном отоплении дома газовым конвектором, а также об организации автономной отопительной системы на базе газовых баллонов. С этими целями также можно использовать не металлические, а композитные емкости. В видео – как сделать дизайнерский светильник своими руками с минимальными вложениями.

Подписывайтесь на наш Telegram канал Эксклюзивные посты каждую неделю

Установка ГБО

Химический состав смеси пропан-бутан 01.02.2017

  • Пропан — С3Н8
  • Бутан-С4Н10

В топливной смеси бутан выступает как топливо, а пропан помимо этого создаёт давление.

Газовая смесь пропан-бутан в 2 раза тяжелее воздуха.

По сути, газ не имеет запаха, поэтому в его состав добавляется специальное пахучее вещество (одорант) — этилмеркаптан.

Антидетационное (октановое) число у газовой смеси пропан-бутан состав­ляет 108 единиц-в этом её огромное преимущес­тво перед бензином, максимальное ок­тановое число у которого — 98 единиц.

Пропан-бутан легче, чем бензин и дизельное топливо:

  • 1 л. газа — 0.5-0,56 кг
  • 1 л. бензина — 0.71-0,76 кг
  • 1 л. дизеля — 0.78-0,83 кг

Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется госу­дарством и зависит от климатических условий. Например, в зимний период количество пропана должно быть не менее 70-80 % , тогда как летом — всего 40 %.

Одним из наиболее важных свойств пропана и бутана, является образова­ние (при наличии свободной поверх­ности над жидкой фазой) двухфазной системы «жидкость-пар». Система «жидкость-пар» образуется вследствие возникновения давления насыщенного пара, т.е. давления пара в присутствии жидкой фазы в баллоне.

В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем, создавая в нем определенное давление. При уменьшении давления газ мгновенно испаряется. Испарение сжиженного газа в баллоне продолжается до тех пор, пока образовавшиеся пары сжиженного газа не достигнут насыщения.

Это свойство пропана и бутана позволяет хранить газ в небольших объемах, что очень важно.

Сравнительные характеристики физических свойств разных видов топлива.

Параметры Пропан Бутан Бензин
Химическая формула C2H8 C4H10 C8H17
Молекулярная масса 44 58 114
Плотность жидкой фазы при температуре 15°С и атмосферном давлении, кгм/м3 510 580 730
Температура кипения при атмосферном давлении, °С -43 -0,5 Не ниже 35
Теплота сгорания в газообразном состоянии, МДж/м3 85 111 213
Пределы воспламеняемости в смеси с воздухом при нормальных атмосферных условиях, % объема: нижний/верхний 2,4/9,5 1,8/8,5 1,5/6,0
Октановое число 110 95 92
Степень сжатия 10…12 7,5…8,5 8,2
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, кг 15,8 15,6 14,7

Что скрывается за аббревиатурой СУГ?

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) представляет собой легкие углеводороды, которые при сравнительно невысоком избыточном давлении (1-2 МПа) и нормальной температуре находится в жидком состоянии. СУГ получают при переработке нефти как побочный продукт. Основным компонентами СУГ являются пропан, бутан и пропилен. Пропан и пропилен обеспечивают оптимальное давление насыщенных паров в газовом баллоне либо в емкостях. Бутановая составляющая является наиболее калорийным и легкосжижаемым компонентом СУГ. Также в состав СУГ в незначительном количестве входят метан, этан, этилен, пентаны и некоторые другие газы. Суммарное их количество не должно превышать 6 %. Этан входит в состав СУГ также в незначительных количествах и обладает достаточно высоким давлением насыщенных паров. Присутствие этана способствует поддержанию достаточно высокого давления газа в емкостях при отрицательных температурах окружающего воздуха.

Особенностью СУГ является то, что его хранят и транспортируют в жидком состоянии, а используют в газообразном. В жидком состоянии СУГ обладает большим коэффициентом объемного расширения. Из-за этого при заполнении баллона СУГ необходимо оставлять определенное свободное пространство. В случае полного заполнения баллона, т.е. при отсутствии паровой подушки, даже незначительное повышение температуры газа приводит к резкому увеличению давления в газовом баллоне. Увеличение давления в этом случае составляет 0,7 МПа на каждый градус повышения температуры СУГ.

Предусматривается выпуск СУГ двух составов:

  • Смесь пропана и бутана техническая зимняя (СПБТЗ), в состав которого входит не менее 75 % пропана, доля бутана не нормируется;
  • Смесь пропана и бутана техническая летняя (СПБТЛ), в состав входит не более 60 % бутана, доля пропана не нормируется.

Популярность использования сжиженного газа растет, что объясняется в основном постоянным удорожанием энергоносителей и привлекательной ценой газа по сравнению с бензином. Однако, у сжиженного газа как автомобильного топлива есть и другие преимущества:

  1. Очень важно то, что это экологически более чистое топливо, в выхлопе при работе на газе содержится меньше вредных веществ, в том числе СО (почти в два раза меньше).
  2. Газ имеет более высокое октановое число (порядка 100 и даже выше в зависимости от состава). Соответственно, практически невозможны детонационные повреждения двигателя.
  3. Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы. Во-первых, при пуске холодного двигателя не образуется пленки из бензина, смывающей смазку. Во-вторых, газ сгорает медленнее и давление в цилиндрах нарастает не так быстро — в результате ударные нагрузки на детали двигателя меньше.
  4. Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом (по сравнению с бензином) и тому, что газовая смесь равномернее распределяется по цилиндру, улучшается ХХ двигателя, двигатель работает мягче и тише. Кроме того, после пуска холодного двигателя на газе можно ехать практически сразу, не требуется длительного прогрева как на бензине.
  5. Газ не разжижает моторное масло, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.
  6. Практически не образуется нагара.
  7. Газ по сравнению с бензином значительно чище, поэтому в карбюратор не попадает грязь.

По сравнению с бензином, у газа есть один недостаток: меньшая теплота сгорания.
Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем.
Следует отметить и противоугонные возможности газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.
Так же положительно оценят газо-топливную систему владельцы дорогих иномарок, оснащенных впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором.
Еще одним аргументом в пользу газового оборудования является минимальная амортизация. При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Основные преимущества альтернативного газообразного топлива перед традиционным заключаются в следующем:

  • Экономия. Газовое топливо почти вдвое дешевле бензина. Несмотря на то, что расход газа несколько выше традиционного топлива: в городских условиях — на 15%, на загородных дорогах — на 10%. Экономия значительная. Особенно это ощутимо при больших пробегах автомобиля. Расходы на топливо в целом могут снижаться на 40-50%;
  • Антидетонационная стойкость. Октановое число сжиженных нефтяных углеводородных газов — 103-105, что практически исключает детонацию. Это свойство газа особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих дорогой, высокооктановый бензин;
  • Отсутствие катализаторов разрушения металлов. Газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд;
  • Диффузия. Газ легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры однородной гомогенной смесью. Газовая смесь сгорает полностью, не образуя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания;
  • Стабильность агрегатного состояния. Газ поступает в двигатель авто в газообразной фазе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разжижает масло в картере;
  • Скорость горения смеси. Газ горит медленнее бензина, снижая нагрузки на цилиндропоршневую группу, двигатель работает «мягче» и тише;
  • Экология. Содержание вредных веществ в выхлопных газах снижается в автомобилях с карбюраторным двигателем — на 69%, с дизельным двигателем — на 53%;
  • Безопасность. Штатная система питания подвергается минимальным переделкам, сохраняя 100%-ную мощность. Следует отметить, что утечка газа менее пожароопасна, чем утечка бензина. Жидкое топливо, испаряясь, в течение более продолжительного времени создает взрывоопасную смесь с воздухом. Воспламеняется смесь бензина с воздухом в более широких пределах (при более низких и более высоких концентрациях), чем смесь газовоздушная. Кроме того, современные газовые системы оснащены комплексной системой защиты — баллон имеет запас прочности 2,6. Подача газа автоматически прекращается в случае обрыва трубопровода.

В сумме эти факторы обеспечивают двойную (и более) экономию эксплуатационных затрат, продлевают срок службы двигателя на 30-40%, масла и свечей — в два раза, в последствии значительно снижают ремонтные затраты. К тому же газ, вопреки широко распространенному заблуждению, не опаснее бензина и абсолютно безвреден для окружающей среды. Более того, происходит оптимизация работы двигателя, работающего на газе — повышается степень сжатия двигателя до 10-11. Установка системы зажигания с измененными, оптимизированными под газовое топливо характеристиками, позволляет обеспечить на максимальных и переменных оборотах оптимальную мощность двигателя, при сохранении экономичности и экологических параметров на высоком уровне.
Целесообразность оборудования автомобиля газобаллонным оборудованием определяется:

  • Значительными пробегами (более 20 тыс.км в год);
  • Большим потреблением топлива (более 10-15 л/100 км);
  • Прогнозируемым в ближайшей перспективе дефицитом жидких моторных топлив.

Определить, что в баллоне

Так, вот в балонах оказался хлор!!! Если, как советуют открыть вентиль и понюхать мало не покажется, ни вам, ни жителям в ближайшем районе!!! Оказывается не во всех черных баллонах углекислота!!!

Хлор в черных баллонах не бывает. Да и вентиль, как и резьба на вентиле довольно своеобразные, чтоб спутать можно было.

Окраска и нанесение надписей на баллоны

Наименование газа Окраска бал- лонов Текст надписи Цвет надписи Цвет полосы
1 2 3 4 5
Азот Черная Азот Желтый Коричневый
Аммиак Желтая Аммиак Черный »
Аргон сырой Черная Аргон сырой Белый Белый
Аргон технический » Аргон технический Синий Синий
Аргон чистый Серая Аргон чистый Зеленый Зеленый
Ацетилен Белая Ацетилен Красный »
Бутилен Красная Бутилен Желтый Черный
Нефтегаз Серая Нефтегаз Красный »
Бутан Красная Бутан Белый »
Водород Темно-зеленая Водород Красный »
Воздух Черная Сжатый воздух Белый »
Гелий Коричневая Гелий » »
Закись азота Серая Закись азота Черный »
Кислород Голубая Кислород » »
Кислород медицинский » Кислород медицинский » »
Сероводород Белая Сероводород Красный Красный
Сернистый ангидрид Черная Сернистый ангидрид Белый Желтый
Углекислота » Углекислота Желтый »
Фосген Защитная » » Красный
Фреон-11 Алюминиевая Фреон-11 Черный Синий
Фреон-12 То же Фреон-12 » »
Фреон-13 » Фреон-13 » 2 красные
Фреон-22 » Фреон-22 » 2 желтые
Хлор Защитная » » Зеленый
Циклопропан Оранжевая Циклопропан Черный Зеленый
Этилен Фиолетовая Этилен Красный »
Все другие горючие газы Красная Наименование газа Белый »
Все другие не-горючие газы Черная Наименование газа Желтый «

Виды газовых смесей в баллонах для газовой плиты

Вы когда-нибудь пытались определить утечку газа на кухне по запаху? А если запаха нет или он плохо улавливается? Согласитесь, что более уверенно себя чувствует тот, кто понимает основные отличия газовых смесей, умеет определять их. Знать, сжиженный газ в баллонах – это какой газ и как он себя поведет при нарушении целостности газовода, важно. Это вопрос безопасности.

Каждый тип горючего имеет свои особенности. Удельная теплота сгорания, цвет, запах, температура самовозгорания – все это признаки, по которым мы идентифицируем вещество. Важный параметр – молярная масса. От этого значения зависит распределение газа при утечке: скопится он внизу, заполнив подвальные помещения, или, наоборот, поднимется.

Умение разбираться в баллонных смесях – залог правильной эксплуатации, отсутствия роковых ошибок при замене, утилизации. Кроме того, знание теории поможет сделать грамотный выбор при покупке. А это уже половина дела.

Природный или сжиженный – в чем разница?

Выбирая источник топлива, пользователь может натолкнуться на два понятия: природный газ и сжиженный. Первый, в большинстве случаев, передается посредством городских магистральных сетей. Гораздо реже его можно приобрести в сжатом состоянии в емкостях. Второй – традиционный состав для баллонов из пропана и бутана.

Характеристики природного газа

Основная составляющая – метан. На его долю приходится почти не менее 70%.

Остальные части распределяются между тяжелыми углеводородами:

  • пропаном;
  • бутаном;
  • этаном;
  • пентаном.

Кроме того, в состав входят водород, азот, углекислый газ и незначительное количество сероводорода. Важно знать, что в добытый в природе газ лишен запаха и цвета. Поэтому природный газ в баллонах принято обогащать одорантами – веществами, обладающими резким запахом.

Для того, чтобы определить утечку, не придется принюхиваться. Благодаря летучести, соединение мгновенно распространяется в помещении, быстро привлекает внимание.

Почувствовав неприятный запах, первым делом необходимо открыть окна в том помещении, где находится баллон. Затем выйти и вызвать службу газа. Проверять концентрацию смеси в воздухе с помощью спички или зажигалки запрещено

Из одорантов наиболее распространенным является этантиол, отдающий гнилью или тухлым яйцом. В больших количествах это соединение токсично. В малой концентрации, характерной для классического состава бытовой газовой смеси, абсолютно безвредно.

Преимущества сжиженного газа

В качестве сжиженного газа выступают пропан и бутан, смешанные в разных пропорциях. Под высоким давлением эти углероды превращаются в жидкость и заметно уменьшаются в объеме. Обратный процесс возможен при повышении температуры – нагревание влечет за собой расширение вещества. Поэтому баллоны для сжиженных углеводородных газов изготавливаются строго по ГОСТам и заполняются не более, чем на 85%.

Неоспоримое преимущество пропан-бутанового газа – легкость. Баллон, наполненный такой смесью, окажется в несколько раз легче аналогичной емкости с метаном.

Другие плюсы:

  • экологическая безопасность;
  • сильный специфичный запах – полезный индикатор утечки;
  • невысокая стоимость.

Правильно настроенная плита, подключенная к баллону с углеводородным газом, будет работать без копоти, выдавать ровные струйки горящего топлива.

Зимние и летние смеси

Поскольку в жилых помещениях разрешено присутствие только одного 5-литрового баллона, емкости больших объемов устанавливаются вне дома. Соответственно, климатические условия во время пользования могут быть любыми. С учетом этого фактора создаются газовые составы для теплого и холодного времени года, подробнее о которых написано .

В чем отличие сезонных версий?

Внутри баллона сжиженный газ находится в двух агрегатных состояниях: жидком и газообразном. Интенсивность заполнения газовода газообразной фракцией напрямую зависит от температуры: в тепле показатель выше, чем при низких температурах.

На графике видно, что смешение пропана и бутана позволяет уравновесить способность этих соединений к испарению. На этом и основан принцип создания «климатических» составов

Корректировка этой ситуации выполняется при помощи изменения пропорций пропана и бутана. Первый способен испаряться при 42 градусах ниже ноля. Второй теряет эту способность сразу после пересечения нулевой отметки.

Поэтому в зимних вариантах объем пропана увеличивается. В летних – наоборот, уменьшается. Такой подход дает возможность снизить стоимость летних версий за счет более дешевого бутана и обеспечить эффективность зимних.

Расчет пропорций с учетом климата

При определении рекомендованных пропорций за точку отсчета была взята средняя полоса России. Минимальное содержание пропана для зимней версии ограничено отметкой в 70%. В летнем варианте допустимо 50-процентное содержание.

Аббревиатура СПБТ означает смесь пропана и бутана технических – пропорции подбираются в соответствии с потребностями. БТ – бутан технический содержит 60% бутана. ПТ – пропан технический – минимум 75% пропана

Состав для других регионов выполняется с учетом удаленности от средней полосы, климатических особенностей. Делать это должны специалисты лицензированных организаций.

Универсальный вариант для любой температуры

Корректное функционирование портативных газовых систем в широком температурном диапазоне характерно для соединения пропана, изобутана и бутана. Имея разные температуры горения, эти вещества сделали сложный состав максимально универсальным.

Окраска и маркировка газовых баллонов

Удивительно, но мир до сих пор не пришел к единой системе маркировки газовых баллонов. Поэтому при выборе источника горючего за границей необходимо изучить местные правила. В России все емкости с газовыми смесями, использующимися для готовки на плите, имеют белую поперечную надпись на однотонном красном фоне.

Пропан никогда не используется для заполнения баллонов в чистом виде. Однако надпись делается по превалирующему веществу. Это правило распространяется и на другие смеси

Все остальные сведения находятся на металлической табличке – своеобразном паспорте изделия. Это срок службы, заводской номер, масса пустой емкости, даты выпуска и следующей аттестации, товарный знак производителя, пробное давление.

Стандарты окраски и маркировки едины для метановых и пропан-бутановых смесей – для использования на кухне подходят только красные баллоны с белой надписью. Другие цвета могут означать, что емкость заполнена азотом, аргоном, аммиаком, гелием, фреоном.

Как определить утечку?

Разница при утечке метановой и пропан-бутановой смеси заключается в запахе. Но и в том, и в другом случае зловоние даст о себе знать в первую очередь.

Для обнаружения проникновения обоих составов в воздушное пространство подойдет 4 способа:

  1. Определение рукой. Бытовые газы холоднее воздуха. Проведя рукой по местам фланцевых соединений, стыков элементов газопровода легко почувствовать исходящий холодок.
  2. Использование мыльного раствора. Появившиеся пузырьки на обработанной поверхности сигнализируют о проблеме.
  3. Установка стационарного датчика. Предпочтительны модели, подающие не только цифровой сигнал в виде показаний прибора, но и звуковой.
  4. Измерение переносным прибором.

Способ измерения концентрации вредного соединения в воздухе при помощи переносных датчиков зависит от состава газа в бытовых баллонах, установленных на кухне или вне границ жилья.

Красная лампа сигнализирует о возможной опасности. Загорание зеленой лампы – подтверждение благополучия. При возникновении сомнений стоит провести повторный замер вблизи возможных утечек: на местах стыков и соединений

При измерении утечки пропана/бутана необходимо установить устройство в самой низкой точке помещения. Тяжелая смесь в первую очередь заполнит пространство у пола.

С метаном ситуация обратная – этот газ в два раза легче воздуха. Поэтому при испарении он переместится вверх. Соответственно, проводить измерения придется под потолком.

Как вычислить наполненность баллона?

Наполненность баллона смесью легко определить по весу. Для этого нужно знать вес пустой емкости и вес газа. Оба значения всегда указываются на металлическом паспорте изделия. Это может быть прямоугольная табличка или диск вокруг вентиля. Сумма этих двух значений равна массе полностью заправленного баллона. Уменьшение суммы говорит о расходе топлива.

Вес смеси бутана и пропана зависит от выбранной пропорции, так как пропан – более легкий газ. При нулевой температуре один литр смеси 1:1 будет весить 564 грамма. Вес одного литра метана при тех же условиях будет равен 710 граммам.

Причины распространенности пропановых смесей

Составы из пропана и бутана намного чаще становятся сырьем для наполнения бытовых газовых баллонов.

Причины просты:

  1. Пропан легче поддается сжижению. Для воздействия на него достаточно давления в 16 атмосфер. Метан станет жидким только после воздействия 150 атмосфер.
  2. Недорогая стоимость получения сжиженного газа в сравнении с метановой смесью.
  3. Меньшая прочность баллонов, позитивно сказывающаяся на цене.
  4. Безопасность применения.

Пользоваться емкостью с внутренним давлением в 16 атмосфер намного безопаснее. А это немаловажный критерий выбора.

Утилизация баллонов с газовой смесью

Соблюдение правил безопасной утилизации обязательно для газовых баллонов с любым составом. Их необходимо сдавать в специализированные пункты приема/обмена. Несмотря на то, что пропан-бутановый газ содержится в емкости под более низким давлением, нежели метановый, возможность взрыва сохраняется. Виной тому – высокое остаточное давление пропана.

Некоторые фирмы предлагают выгодный обмен старой тары на новую или делают весомые скидки на приобретение новых баллонов при сдаче использованных емкостей

Основные мотивы для самостоятельного вскрытия старых емкостей – это использование пустой тары в хозяйственных целях и сдача в металлолом. Специалисты советуют отказаться от таких идей или воспользоваться помощью профессионалов. Главное – помнить, что полностью свободным от газовой смеси цельный баллон не бывает никогда.

Отличный выход – сдать баллон в частную сервисную компанию. Как правило, их цены значительно превышают выгоду от сдачи емкости в металлолом. Дополнительный бонус – самовывоз, когда представители организации выезжают за оборудованием по указанному адресу.

Чтобы не ошибиться при выборе, можно ориентироваться на цвет емкости. Для подключения к газовой плите используют красные баллоны с белой надписью:

Наиболее популярным составом, использующимся для заполнения бытовых баллонов, является смесь пропана и бутана. Правильно подобранные пропорции позволяют эффективно использовать физические свойства обоих веществ.

Обратите внимание, баллон с надписью, не соответствующей требованиям, должен быть изъят из эксплуатации. Любые попытки закрасить, изменить название – нарушение правил.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх