Вентиляция гаража

Содержание

Вентиляция железного гаража

Правильно установленная принудительная или естественная вентиляция в металлическом гараже снизит риски коррозии, которые часто наблюдаются в гаражных боксах. На металлических стенках всегда образуется водный конденсат, а на крыше зимой появляется наледь, которая разрушает покрытие. Как недорого и быстро сделать хорошую вентиляцию в металлическом гараже?

Какой тип вентиляции выбрать

Тип вентиляции нужно выбирать, ориентируясь на особенности конструкции помещения, наличия погреба или смотровой ямы, варианта фундамента и варианта утепления и гидроизоляции покрытия пола в гараже. Вентиляция может быть трех видов:

  • естественная вентиляционная система – воздух с улицы через вентиляционные отверстия поступает в помещение и выводится вместе с влажными парами путем естественного сквозняка. Такая система хороша тем, что не требует наличия электросети и такую систему в металлическом гараже легко сделать самому;
  • принудительная вентиляция – надо устанавливать вентилятор, который и будет гонять воздух по гаражу. Постоянно использовать электрическую вентиляцию дорого, но, для боксов, которые установлены на земляном полу, и в которых ежедневно проводятся ремонтные работы, принудительная вентиляция необходима;
  • комбинированная вентиляция в гараже – оптимальное соотношение двух типов вентиляции металлического гаража. Автоматическая регулировка включения вентилятора помогает снизить расход электроэнергии и поддерживать в боксе необходимый процент влажности.

Если в гараже есть смотровая яма, то движение воздуха должно быть скорректировано с учетом этого пространства, в котором всегда наиболее высокая влажность.

Устройство естественной вентиляции в гараже

Естественная вентиляция железного гаража своими руками – это просто и недорого. Важно придерживаться основных принципов естественного воздухообмена в металлическом гараже:

  • надо располагать вытяжные отверстия так, чтобы поток воздуха попадал во все уголки помещения. Особое внимание смотровой яме;
  • объем свежего воздуха, который поступает в помещение, должен соответствовать объему, который из гаража выводится.

Средние показатели воздухообмена естественной вентиляции:

  • для хранения автомобиля – площадь гаража 20 м2 – воздухообмен 180 м3/ч, 60 м2 – 350 м2/час;
  • частые ремонтные работы в гараже и хранение автомобиля – 20 м2 – 200 м3/час, 60 м2 – 600 м3/час.

На практике сделать вентиляцию и расчет системы просто – 15 мм диаметра трубы соответствуют 1 метру квадратному площади гаража. Следовательно, для бокса, площадь 10 квадратов надо диаметр трубы – 150 мм, для 20 м2 – диаметр трубы – 300 мм.

Площадь всех вентиляционных отверстий для хорошего воздухообмена должна составлять 0,3 процента площади гаража – этого достаточно для стандартного металлического бокса.

Естественная вентиляция в гараже, как сделать правильно:

  • вытяжки располагаем по диагонали, на противоположных стенах гаража;
  • нижнее отверстие должно быть выше поверхности пола на 25 см;
  • верхнюю вытяжку можно установить в крыше или ниже балки перекрытия на 20 см;
  • старайтесь располагать верхнюю и нижнюю вытяжку так, чтобы поток воздуха проходил под автомобилем;
  • если на крыше установить вытяжную трубу, то тяга будет сильнее. Для стандартного небольшого гаража высота трубы – полметра, для большого металлического ангара – не менее 1,5 метра. Обязательно закрыть воздуховод грибком от дождя и сеткой от грызунов и насекомых.

  • для естественной вентиляции можно использовать недорогие жестяные трубы или пластиковые. Асбестоцемент надежней, но и стоит дороже. Прекрасное решение – гофрированная труба, такая труба легко обрезается по размерам и установить ее самостоятельно нетрудно;
  • вытяжные трубы должны быть утеплены, чтобы зимой в них не скапливался водяной конденсат. Утеплить можно рулонной минеральной ватой с фольгированным покрытием или установить на трубы задвижки шиберы. Зимой можно регулировать поток воздуха, открывая нижний приточный шибер, а потом и верхний;
  • важно над верхней и над нижней трубой снаружи установить небольшой козырек, чтобы вода не затекала внутрь гаража.

Обязательно вытяжные трубы надо закрыть решетками снаружи, чтобы в них не попадала грязь, мусор и не пролезали грызуны.

Вентиляция смотровой ямы

Схема установки труб в подвале

Для смотровой ямы и для погреба в гараже система вентиляции должна монтироваться с соблюдением следующих правил:

  • приточный воздуховод опускаем до полметра от уровня пола ямы, самая нижняя точка;
  • вторую, выводящую трубу, устанавливаем над кровлей гаража (высота трубы один метр над крышей).

По аналогичной схеме устанавливается и естественная вентиляция погреба, как показано на рисунке.

Вариант простейшей естественной вытяжки в металлическом гараже

Если нет желания устанавливать трубы, то простейшую систему вентиляции можно сделать за два часа:

  • определяем нужный диаметр двух приточных и одного вытяжного отверстий и их расположение;
  • дрелью сверлим в железной стене отверстия, диаметр сверла 10 мм;
  • красим просверленные отверстия водоотталкивающей краской из баллона. Сохнет сутки;
  • теперь закрываем вентиляцию снаружи обычными вентиляционными решетками по размеру;
  • решетки крепим на обычные болты с гайками.

На такую вентиляционную систему легко установить автоматическую электрическую вытяжку с таймером. Режим включения – по необходимости.

Как быстро проветрить гараж при ремонтных работах

Любой гаражник знает, что серьезные ремонтные работы по покраске и ремонту проводятся редко, поэтому монтаж дорогой вентиляции нецелесообразен. Как быстро проветрить гараж? Есть несколько простых и быстрых способов:

  • можно сделать в воротах или в стене отверстие по размеру выхлопной трубы. При ремонте на выхлопную трубку надеваем шланг и выводим его на улицу. Важно соблюдать герметичность соединения шланга и выхлопной трубы;
  • при покраске достаточно установить в гараже мощный вентилятор, высота установки 60 – 80 см.

Если в гараже часто проводятся ремонтные и лакокрасочные работы, то нужна принудительная вентиляция.

Принудительная вентиляция

Схема принудительной вентиляции погреба и гаража

Принудительно свежий воздух можно подать в помещение при помощи двух методов:

  • приточная вентиляция – требует установки фильтров, обычного вентилятора средней мощности и, по необходимости, калорифера для нагрева, поступающего с улицы воздуха;
  • вытяжная вентиляция – на вытяжку устанавливают канальный или обычный вытяжной вентилятор.

Схема установки канального вентилятора

Какой вентилятор выгодней по стоимости и долговечности:

  • круглый или квадратный канальный вентилятор на вытяжку устанавливается в трубу вентиляционной системы. Работает тихо, если правильно сбалансировать вентилятор при монтаже, то проработает он долго. Преимущество канальных вентиляторов – в корпусе установлен электродвигатель, такая коробка легко врезается в любую трубу;
  • осевой вентилятор – монтируется в стену. Стоимость осевого вентилятора, в зависимости от мощности и возможности регулировки скорости вращения – от 3 до 9 тысяч рублей. Приобретая осевой вентилятор, обращайте внимание на диапазон температур эксплуатации оборудования.

Принудительная вентиляция гаража требует расхода электроэнергии, но идеальна для хорошего воздухообмена при частых ремонтных работах. Поэтому для частных металлических гаражных боксов лучшее решение – комбинация принудительной и естественной вентиляции.

Комбинированная вентиляционная система

Простая схема из пластиковых труб

В небольшом гараже можно сэкономить и сделать вентиляцию, скомбинировав принудительную и естественную системы. Комбинированная вентиляция может быть легко сделана своими руками из недорогих бытовых вентиляторов или старых кухонных вытяжек.

Такая система монтируется по простой схеме — на вытяжную трубу ставится вентилятор. Минус такой вентиляции – свежий воздух снаружи не прогревается и об отоплении помещения придется позаботиться отдельно.

Важно. При устройстве вентиляции любого типа в гараже старайтесь располагать вентиляционные отверстия дальше от запора ворот. Через вентиляционные каналы легко взломать ворота гаража.

Механическая вентиляция

Механический вентиляционный узел – дорогой, но надежный и удобный вариант. Подходит только для металлического гаража утепленного минеральной ватой или пенополистиролом с обшивкой, а также для утепленного погреба.

В приточную систему нагнетание свежего воздуха с улицы проходит через клапан против обледенения. В системе воздух нагревается и подается в помещение. Через верхнее вентиляционное отверстие при помощи вентилятора отработанный воздух выводится из гаража.

Автоматический регулятор скорости подачи воздуха и температуры позволяет регулировать расход электроэнергии и отключать обогрев. Есть автоматы, которые позволяют выставлять включение и выключение вентилятора по времени, что тоже очень удобно.

Правильно сделанная простейшая вентиляция и утепление пола позволит снизить влажность в металлическом гараже на пятьдесят процентов.

Естественная вентиляция в гараже

Владельцы автомобилей понимают, насколько важна правильная организация гаража. Гараж – это жилище для автомобиля. Поэтому от его обустройства будет зависеть качество автомобиля. Особое внимание уделяется вентиляции в гараже. Ни одно помещение не может обойтись без подобных мероприятий. Свежий воздух – это не единственный положительный момент от вентиляции. Но понятно одно – без нее в гараже не обойтись.

Почему же так важна вентиляция в гараже? Какие виды вентиляций существуют? Как сделать качественную вентиляцию в гараже? Ответы на эти вопросы просты. Давайте рассмотрим их, чтобы сделать гараж безопасным и комфортным как для человека, который проводит внутри немало времени, так и для автомобиля.

Для чего делается вентиляция в гараже

Многие считают, что если помещение нежилое, то в нем вентиляция вовсе не нужна. Ведь человек там находится довольно редко, поэтому достаточно по прибытии открыть дверь и запустить свежий воздух. Однако, это не так. Каждое помещение нуждается в вентиляции. И вот несколько причин:

  1. Первая причина – приток свежего воздуха. На самом деле в гараже человек бывает довольно часто. К тому же некоторые практически живут в них, делая мастерские в гараже. Поэтом куда приятней дышать свежим и чистым воздухом, а не задыхаться от вони и сирости. А в гараже есть масса деталей и материалов, что издают токсичные вещества. Поэтому это даже опасно для здоровья.
  2. Наличие сырости плохо сказывается на самом автомобиле. А именно она может медленно разрушать металлические детали кузова, электронные устройства и электрику машины. Второй момент – сырость причиняет вред запасам и деталям, что хранятся внутри. Более того, стены покрываются грибком, образуется плесень. Конструкции из древесины могут начинать гнить, а металл покрываться ржавчиной. Понятно, что на эксплуатационный срок это влияет прямым образом.
  3. Если в гараже отсутствует вентиляция, это негативно скажется на хозяине. Среда внутри токсичная, поэтому пребывание в ней приведет к головным болям и отравлению.

Только этого уже достаточно, чтобы немедленно заняться созданием вентиляции внутри гаража. Даже самая простая вентиляция позволит избавиться от всех негативных последствий. Основным аргументом является то, что СНИП 21.02.99 гласит о наличии вентиляции, точно также, как и в жилом доме.

Важно знать! В независимости от того, какой это гараж, отапливается он или же нет, он должен иметь систему вентиляции. Нормативный регламент сообщает, что за 1 час приток свежего воздуха должен быть равен 180 м3.

Существуют и европейские стандартны, согласно которым полный обмен воздуха должен происходить от 6 до 10 раз за 24 часа. Ниже приводятся функции, которые выполняет вентиляция в гараже:

  • происходит удаление влажности. Она появляется при попадании внутрь дождя, снега и грязи с автомобилем;
  • выводятся все вредные токсичные и газовые скопления, воздух будет чистым, свежим и приятным;
  • на поверхностях не будет образовываться конденсат (стены, потолок, смотровая яма, автомобиль, детали);
  • все металлические поверхности будут защищены от коррозии, автомобиль быстрее высохнет;
  • внутри гаража создается прекрасный микроклимат. Он благотворно сказывается на автомобиле, на человека и на овощах, которые могут храниться внутри.

Все эти факторы указывают на то, что вентиляция в гараже – необходимость. Но, важно знать, какие виды вентиляции существуют.

Выбираем тип вентиляции

Есть несколько разновидностей вентиляций, которые можно воплотить в жизнь. Они имеют свои положительные и отрицательные стороны. Создание как одного, так и другого вида требует усилий и тщательного планирования. Давайте же рассмотрим эти виды:

  1. Естественная вентиляция в гараже. Это самый простой и эффективный способ проветривания гаража. Он заключается в естественных процессах, основанных на физических законах.
  2. Принудительная вентиляция. В этом случае используется целая система приборов (вентиляторы) благодаря которым и выполняется отвод отработанного воздуха и наполнения помещения свежим.
  3. Комбинированная вентиляция. В этом случае используется как один, так и второй вид вентилирования.
    Мы обратим свое внимание именно на естественную вентиляцию. Для ее устройства потребуется наименьшее количество средств. В чем же принцип работы естественного типа вентиляции? Он основан на физических законах. Все знают, что теплый воздух поднимается верх, в то время как холодный опускается. Ниже приводится схема естественной вентиляции.

Как видно, система основывается на использовании двух труб или каналов, которые служат для вентилирования воздуха. Одна из труб – приточная, а вторая – вытяжная. При этом вытяжная труба находится у потолка погреба, а приточная на небольшом расстоянии от пола (не меньше 10 см). Итак, основываясь на законах физики делаем вывод: теплый воздух поднимается вверх и попадает в вытяжную трубу. В то же время свежий воздух подается через приточную трубу, замещая собой количество вышедшего воздуха. Таким образом и происходит вентилирование. Это напоминает процесс, при котором открывается одно окно на кухне и дверь на коридоре. Получается, что для гаража не потребуется установка дорогостоящего оборудования. Работы по созданию просты, воздухообмен происходит естественным образом.

Обратите внимание! Иногда на вытяжную трубу устанавливают дефлектор, который способствует лучшей циркуляции и усиливает эффект. Если такового нет, то в любом случае труба закрывается козырьком, чтобы внутрь не попадала влага. А вытяжная труба поднимается на 50 см над уровнем крыши.

Есть еще один важный момент, который способствует правильному функционированию системы. Речь идет о размещении труб внутри гаража. Очень важно, чтобы они располагались по диагонали в противоположенных местах. А еще важно рассчитать оптимальный диаметр отверстий. Ведь можно сделать сквозняк внутри, а не качественный воздухообмен. Есть некоторые стандарты, которые говорят о том, что на 1 м2 площади помещения нужно отверстие, диаметром 1,5 см. Например, если размер помещения 4х6 м, то его площадь будет равняться 24 м2. Путем несложных математических решений, получаем оптимальный диаметр вентиляционной трубы – 36 см (24х1,5=36). А если их будет две, что вполне логично, то рекомендуемый диаметр каждой трубы 18 см, так как сумма делится на два.

Многие считают этот вид вентилирования лучшим, так как для его воплощения не нужно много средств, а все работы можно сделать своими руками. Нужно только закупить трубы, сделать отверстия в стене и перекрытии, если таких нет, и выполнить установку системы вентиляции в гараже.

Обратите внимание! Вытяжное отверстие можно оборудовать заслонкой, чтобы выполнять контроль подачи холодного воздуха. Это особенно важно зимой.

Делаем естественную вентиляцию в гараже

Если вам понравился именно этот тип вентиляции, то нужно узнать, как именно она будет делаться. Некоторые особенности системы мы рассмотрели. Теперь же рассмотрим инструкцию по ее созданию. Чтобы реализовать все в жизнь, потребуется следующие инструменты:

  • при отсутствии отверстий нужен перфоратор;
  • болгарка, которой и будут нарезаться трубы;
  • канализационные трубы соответствующего диаметра или другие трубы из пластика;
  • защитная решетка, зонт и затворка;
  • силиконовый герметик;
  • рулетка, маркер и уровень.

С этим набором естественная вентиляция гаража своими руками будет выполнена в кратчайшие сроки. Итак, давайте рассмотрим инструкцию по созданию, чтобы сделать свой гараж безопасным и комфортным.

  1. Для начала нужно рассчитать рекомендуемый диаметр отверстий вентиляционных труб. Выше была приведена инструкция того, как это можно сделать. Если пошагово, то для начала измеряется площадь гаража, после чего сумма умножается на 1,5 и делится на два. Можно просто умножить площадь на 0,75.
  2. В магазине покупаются трубы соответствующего диаметра.
  3. В стенах делаются отверстия для этих самых труб, они должны быть идентичны диаметру изделий. Для этой работы нужен перфоратор. Первым делом в стене делается отверстие для приточной трубы. Рекомендуемое расстояние – 10-15 см от пола.
  4. Когда первое отверстие готово, можно приступать к формированию второго. Оно делается на противоположенной стороне. Его можно формировать в стене и выводить трубу через колено выше крыши, или же делать отверстие в потолке и выводить трубу на расстоянии 0,5 м от кровельного материала. Здесь есть некая закономерность – чем выше находится труба, тем интенсивнее вентилирование внутри гаража.
  5. Теперь можно устанавливать трубы в соответствующие места. Зазоры между стеной и трубой нужно заделать герметиками. Чтобы внутрь не проникали грызуны и осадки, отверстия снаружи защищаются решетками. То же касается защитного козырька на вытяжную трубу.

Обратите внимание! Благодаря наличию заглушки, владелец может регулировать количество приточного воздуха по мере необходимости. Особенно это касается неблагоприятной погоды.

Остается только проверить функционирования системы вентиляции в гараже естественного типа. Вы убедились, что на ее создание не нужно много времени, денег и усилий. Гараж будет свежим и безопасным.

Заключение

Наличие вентиляции в гараже – это не пожелание, а требование. И дело не только в заботе о своем автомобиле, но и о собственной безопасности. Мы рассмотрели, почему именно нужна вентиляция в гараже. Все доводы логичны и понятны. Самый простой тип вентилирования – это естественная вентиляция. Это самый простой способ проветривать гараж, обеспечивая комфортные условия внутри. Работать при наличии свежего воздуха куда приятней. Поэтому не стоит затягивать с этой работой, собрать все силы, закупить материалы и выполнить работу своими руками. Тем более что есть инструкция, как это сделать.

Особенности зимней вентиляции гаража

В большинстве случаев вентиляция гаража зимой обустраивается на основе температурной разницы между «внутренней» теплотой прогреваемого помещения и «внешним» ходом замерзающей окружающей среды. Причем с точки зрения энергетической эффективности воздухообмена такой базис выглядит очень привлекательно – естественная вентиляция будет работать как бы сама по себе, без потребления энергии.

Однако с позиции функциональности «температурное» проветривание может оказаться недостаточным, вследствие низкой скорости оттока воздушных масс, что приведет к накоплению конденсата водяных паров на автомобиле и стенках гаража. Ведь пропитанный влагой корпус транспортного средства проржавеет буквально за пару-тройку сезонов.

Машина стоит в гараже

Поэтому в данной статье мы постараемся найти компромисс между скоростью и энергетической эффективностью вентиляции гаража в холодное время года.

Как устроена типовая вентиляция гаража?

При обустройстве вентиляции помещения гаража используется классическая приточно-вытяжная схема с продольным перемещением воздушных масс. Потоки воздуха движутся от ворот к противоположной стене, «заходя» в гараж сквозь отверстия в створках или приточные клапаны и «выходя» из помещения сквозь вытяжку, обустроенную под потолком или в зоне притолоки.

Побуждение потока происходит либо за счет разницы высоты расположения приточного и вытяжного клапана, а равно и температуры воздуха в гараже и снаружи, либо за счет использования механического напорного узла – вентилятора, встраиваемого в вентиляционный канал.

При этом по-настоящему сильная вентиляция в гараже возможна лишь в случае механического побуждения потока. В свою очередь, абсолютно бесплатная (в эксплуатации) вентиляция возможна лишь в случае естественного побуждения потока воздухообмена.

Однако помимо эффективности и дешевизны для того и другого варианта характерны и прочие достоинства и недостатки. И дабы приблизиться к пониманию идеи оптимальной конструкции вентиляционной системы нам придется изучить как положительные, так и отрицательные стороны естественной и принудительной вентиляции.

Плюсы и минусы естественной вентиляции

Для естественного побуждения притока нам придется высверлить в нижней части створки гаражных ворот множество 1,5-сантиметровых отверстий. Причем общее число таких «каналов» должно равняться количеству квадратных метров площади гаража. Например, для площади 20 «квадратов» нужно не менее 20 отверстий.

Естественная вытяжка вынуждает обустроить в верхней части противоположной воротам стены гаража вентиляционное отверстие, площадь которого равняется сумме площадей 1,5 сантиметровых каналов.

Обустроенная подобным образом вентиляция демонстрирует следующий набор достоинств:

  • Отсутствие потребности в подпитке электроэнергией. Нет вентилятора – нет и счетов за электричество.
  • Минимальный уровень пожарной опасности. Нет электродвигателя – не и риска искрения с последующей детонацией паров бензина.
  • Отсутствие потребности в обслуживании системы. Нет движущих частей – нет и ремонта.

Вместе с тем, практически идеальная в летнее время естественная вентиляция в гараже, зимой превращается в источник очень серьезных проблем, поскольку холодное время года обнажает следующие недостатки подобной схемы:

  • Зависимость пропускной способности от проницаемости приточного или вытяжного канала. Зимой 1,5-сантиметровые отверстия в створке «зарастут» инеем буквально за одну-две недели, остановив процесс воздухообмена.
  • Зависимость тяги в канале от погодных условий. Сильный снегопад попросту закроет и приточные каналы, и вытяжную трубу.
  • Недостаточную производительность системы, рассчитанной на хранение относительно «сухого» автомобиля. Ведь зимой на транспортное средство может налипнуть до 100 килограмм снега, которые растают в теплом гараже и напитав воздух избытком влаги, для утаения которого нужна по-настоящему мощная вентиляции.

Как видите: естественная схема воздухообмена идеальна только летом, а зимой ее эффективность сомнительна.

Достоинства и недостатки принудительной вентиляции

Для принудительного побуждения воздухообмена нам понадобится особый вентилятор с защитой от искрения якоря. Он встраивается в приточный и вытяжной канал, монтируясь снаружи гаража – такая схема размещения поможет снизить риск детонации паров бензина.

Принудительная вентиляция в гараже

Подобная схема компоновки наделяет вентиляционную систему следующими достоинствами:

  • Принудительная система откачает из гаража любой объем воздуха, обеспечивая любую кратность воздухообмена.
  • Каналы для воздухообмена остаются чистыми в любых условиях, поскольку высокая скорость воздуха затрудняет процесс образования пробки из инея. То есть принудительная вентиляция гаража зимой не зависит ни от погоды, ни от температуры.

Однако практика применения напорного оборудования гарантирует наличие следующих проблем:

  • Зависимости процесса воздухообмена от наличия электроэнергии в сети. Нет электричества – нет и вентиляции.
  • Необходимости оплачивать перерасход электроэнергии. Даже самый слабый вентилятор «съест» не менее 10 кВт в сутки.
  • Необходимости организовывать периодическое обслуживание или замену вентиляторов. Рано или поздно сломается даже самый надежный агрегат.

Проще говоря: эффективность принудительной системы зависит от денег и работоспособности напорного оборудования. Нет денег – нет и вентиляции.

Комбинированная зимняя вентиляция в гараже – баланс функциональности и эффективности

Комбинированный вариант воздухообмена предполагает естественный приток и механическо-естественный отток воздуха. То есть мы обустраиваем естественную вентиляцию, дополняя ее вытяжную ветвь напорным узлом.

Воспользовавшись этой схемой, владелец гаража получит следующие преимущества:

  • Минимальное энергетическое потребление при максимальной производительности.
  • Минимальный риск пожара – вентилятор закреплен на стену снаружи.
  • Возможный переход на энергосберегающий режим естественной вентиляции.

В итоге безупречно работает даже вентиляция погреба — в гараже зимой и летом полно свежего воздуха, продувающего помещение снизу доверху.

Разумеется, у этой схемы есть определенные недостатки, например, та же зависимость от электричества. Но в данном случае «минусы» конструкции нивелируются суммарными «плюсами» естественной и принудительной схемы вентиляции.

Поэтому комбинированный вариант воздухообмена можно считать практически идеальным решением проблемы вентиляции гаража в зимнее время. Ну а летом вы сможете переключить свою систему на дешевый естественный воздухообмен, сэкономив немалые средства.

Также советуем посмотреть:

  • Как правильно организовать вентиляцию фундамента дома?
  • Стальные радиаторы панельного типа — плюсы и минусы
  • Эффективные способы увлажнить воздух в квартире
  • Стальные пластинчатые радиаторы отопления — плюсы и минусы

Вентиляция гаража своими руками: обзор лучших вариантов обустройства системы воздухообмена

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

Мы подскажем вам, как рассчитать и сделать естественную вентиляцию гаража более эффективной, а также предложим альтернативные методы побуждения воздухообмена.

Особенности гаражной вентиляции

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико – влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

Галерея изображений Фото из Обеспечение нормальных условий в гараже Вентиляция для исключения выпадения конденсата Поставка свежего воздуха в помещение Вентиляция в многоуровневых гаражах Приточные устройства естественной вентиляции Вентилятор на вытяжной трубе Вытяжная вентиляционная труба на улице Воздуховод приточного варианта системы

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5оС, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15оС) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5оС.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м3/ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России приточно-вытяжную систему в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Для равномерной вентиляции гаражного помещения круглый год наиболее подходит комбинированная система. Она не зависит от погоды и температуры на улице

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды полностью, делая ставку на розу ветров.

Расположение приточного воздухозаборника и вытяжной трубы относительно друг к друга обязано быть либо по длине бокса, либо по его диагонали

Основной параметр воздухообмена – его кратность, т.е. число полных смен объема атмосферы в гараже «уличным» воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и внутренний объем автомобильного бокса, необходимо вычислить потребление воздуха за час:

L=n•Vг, где

  • L – расход воздуха за час, м3/ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • Vг – воздушный объем гаража, м3.

Чтобы определить объем воздуха, вмещаемый гаражом, нужно перемножить его внутренние размеры ширины, длины и высоты.

Зная расход воздуха и его скорость, можно найти по этой диаграмме оптимальный диаметр круглого воздуховода для приточно-вытяжной системы гаража

Для подбора сечения воздуховодов приточки и вытяжки, полученное значение L следует округлить в сторону увеличения, добившись его кратности к 5.

Поэтому, полученное в нашем расчете значение расхода воздуха, необходимо увеличить до 455 м3, т.к. это число делится на 5 без остатка – 455:5=91.

Далее – смотрим изображение диаграммы диаметра воздуховодов и подбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха в каналах естественной вентиляции составляет порядка 0,5-1 м/с, для рассчитанного выше «примерного» гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм. Либо профилированные, с внутренним сечением от 450х500 мм.

Для улучшения воздушного притока можно установить на высоте до полуметра от пола гаража не трубу-воздуховод, а решетчатый воздухозаборник. Причем, его сечение должно быть вдвое-втрое большим, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, но зимой автомобильный бокс промерзнет.

Необходимо оснастить приточную решетку и вытяжку сдвижными или съемными крышками, позволяющими уменьшать сечение воздухозаборника при потребности.

Обращаем внимание на последовательность частичного перекрытия вытяжного и приточного проемов – сначала приточка, затем вытяжка.

Чтобы выбрать подходящее сечение прямоугольного воздуховода, достаточно найти совпадающий с ним диаметр круглой трубы

При этом важно, чтобы сечение вытяжной трубы не оказалось больше сечения приточного воздухозаборника – произойдет опрокидывание тяги. Поэтому при частичном закрытии приточного воздуховода следует обязательно уменьшить сечение вытяжной трубы.

Вытяжной воздуховод необходимо выводить строго вертикально и, по меньшей мере, на 500 мм над плоскостью гаражной кровли.

Над двухскатной крышей вытяжку необходимо поднимать на высоту, соответствующую близости к ней кровельного конька (см. схему на изображении).

Если в гаражном помещении устраивается смотровая яма для проведения ремонтов и погреб для хранения продуктов, то для вентиляции подземных помещений потребуется монтаж отдельных воздуховодов приточки и вытяжки.

Таким образом, необходима самостоятельная труба на подаче воздуха в погреб и вторая, вертикальная – на вытяжку.

Простейшим вариантом организации вентиляции в гараже является установка стенового клапана, который кроме функции обеспечения воздухообмена может выполнять работу по подогреву и фильтрации потока

Способы улучшения естественного вентилирования

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.

Выстраивая естественную вентиляцию в автобоксе, достаточно следовать рекомендациям данной схемы

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.

Ветровой поток обдувает дефлектор (схема а), воздух из канала вытяжки делится на несколько направлений (схема б). При этом возникают множественные зоны пониженного (-) и повышенного (+) давления

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Параметры элементов дефлектора ЦАГИ привязаны к диаметру вытяжного вентканала. Цифрами на схеме обозначены: оголовок вытяжки (1); стакан диффузора (2); внешний корпус (3); стойки колпака (4); колпак (5) (+)

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно – наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Определяющим моментом является близость конька кровли. Чем он ближе к трубе, тем выше ее следует поднять (+)

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Приточный воздух в гаражный подвал со смотровой ямой из общей вентиляционной системы не попадет — слишком низкий уровень. Требуется завести отдельную приточку и вытяжку в это помещение (+)

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Поместив электронный таймер между розеткой и вилкой питания вентилятора на вытяжке, можно контролировать циклы включения/отключения электромеханического элемента вытяжной системы

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Возможность построения комплекса с требуемыми “воздушными” характеристиками – преимущество модульного приточно-вытяжного комплекса (+)

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Галерея изображений Фото из Шаг 1: Установка угловых отводов на вентиляционные отверстия Шаг 2: Устройство проводки для подключения вентилятора Шаг 3: Установка канального вентилятора Шаг 4: Подготовка гофры для устройства воздуховодов Шаг 5: Подключение части воздуховода к вентилятору Шаг 6: Монтаж кронштейна для подвижного отрезка Шаг 7: Изготовление каркаса вытяжной воронки Шаг 8: Обертывание воронки фольгированным материалом

Техническую суть оригинальной инженерной задумки поможет оценить следующая фото-подборка:

Галерея изображений Фото из Воздуховод системы в собранном состоянии Крепление подвижной части воздуховода Воздуховод в собранном состоянии Подготовка к работе в смотровой яме

Представленное к рассмотрению решение позволяет ремонтировать автомобиль зимой, не открывая нараспашку ворота.

Мастер сможет трудиться в нормальных для него температурных условиях, не облачаясь в затрудняющую движения теплую робу. Вытяжка будет выводить вредные токсины в вентиляционное отверстие при закрытых дверях.

Выводы и полезное видео по теме

Эффективная система естественной вентиляции в реальном гараже с подвалом:

Как утеплить вытяжную трубу над гаражом, чтобы прекратить накопление конденсата и обмерзание:

Механические приточно-вытяжные системы применяются в отапливаемых гаражных помещениях. Для неотапливаемых автобоксов лучше подойдет комплекс естественной вентиляции. Подземные гаражи допустимо вентилировать только лишь средствами механической вентиляции, подключая контроллеры угарного газа.

Если воздух в гаражном помещении слабо вентилируем, то постоянно образующийся на автомобильных агрегатах конденсат неизбежно приведет к их поломке. Да и на обивку салона повышенная влажность положительно не влияет. Поэтому делать вентиляцию в гараже своими руками следует максимально вдумчиво и правильно. Влаги внутри должно быть как можно меньше, а выхлопные газы уходить на улицу должны как можно быстрее.

Классы воздухообмена в гараже

Необходимо заметить, что проветривание гаражного бокса с подвалом и без него практически не отличаются друг от друга.

Вентиляция в гараже своими руками может быть изготовлена по следующим схемам:

  • естественная. Является самой простой из всех. Воздухообмен в помещении осуществляется за счет различия температур в помещении и снаружи;
  • механическая (принудительная). Система является дорогостоящей, однако наиболее эффективной. Воздухообмен происходит за счет оборудования, производящего поступление и удаление воздуха;
  • комбинированная. Работает аналогично естественной, отличаясь добавлением в схему вентилятора для удаления воздуха из помещения.

Вентиляция в гараже своими руками: схема, фото примеры и способы устройства

Многие недооценивают важность наличия правильной вентиляции в гараже, считая, что отравление угарным газом не слишком опасно. Но это весьма опасное заблуждение. Основная опасность состоит в том, что человек практически не чувствует, как угарный газ воздействует на организм. Достаточно нескольких минут, чтобы он потерял сознание. А закончится это может летальным исходом, как чаще всего и происходит.

Снаружи приточка выглядит практически незаметно

Рассмотрим различные способы того, как правильно сделать вентиляцию гаража своими руками, а также сравним эффективность того или иного вида. Ведь не всегда будет достаточно естественных потоков воздуха – иногда необходимо наличие и дополнительных приспособлений. К тому же вентиляция погреба или подвала гаража так же имеет свои нюансы.

Устройство в гараже естественной вентиляции

Устроить естественную вентиляцию гаража с подвалом можно по принципу, схожему с воздухообменом выгребной ямы. Для этого слишком больших затрат времени и средств не понадобится. Но необходимо понимать, что приток воздуха и его отвод должны осуществляться из разных углов помещения. Идеальным вариантом будут противоположные по диагонали. Именно в этом случае достигается максимальный охват объема, который может обеспечить устройство естественной вентиляции в гараже.

Устройство подобной вентиляции обойдется достаточно дорого

Если рассмотреть чуть подробнее, то приток осуществляется по трубе, верхняя часть которой находится выше уровня пола гаража на 15-25 см, а нижняя – на том же уровне от пола подвала. При этом вытяжка располагается под потолком подпола и выводится как можно выше.

Важная информация! Чем выше будет находиться верхний край вытяжной трубы, тем лучше будет работать устроенная своими руками вентиляция гаража. Причина этому объясняется простейшими законами физики из школьного курса.

При этом устраивать воздухообмен только лишь в подвале нерационально. Обычно вместе с ним предусматривается и схема естественной вентиляции гаража своими руками. Дело в том, что скомбинировать их намного выгоднее и проще, чем делать отдельные контуры на эти помещения.

Отсутствие вентиляции приведет к постоянной сырости внутри помещения

Но, как уже упоминалось, не всегда естественный отток воздуха может справиться с отводом отработанных выхлопных газов из помещения. Многие автолюбители для этой цели держат в гараже гибкий толстый резиновый шланг, один конец которой одевается на выхлопную трубу, а второй выводится за пределы гаража. Конечно, подобным способом достигается максимальный отвод ядовитых газов наружу, но он не очень удобен по той причине, что появляется необходимость загонять автомобиль в гараж лишь в определенном положении, например, передом. Если же машина становится наоборот, то подобное приспособление уже невозможно подвести к выхлопной трубе. В этом случае необходимо устройство принудительной вентиляции.

Устройство принудительной вентиляции гаража и его варианты

Если делать все правильно, то при подобной работе необходимы некоторые расчеты. Но чаще всего автомобилисты делают по-другому. Двигатель с вентилятором берется помощнее, там самым отпадает необходимость вычислений. И все же это тоже «палка о двух концах». Ведь в таком случае возникает проблема переплаты за электроэнергию, которая расходуется бесполезно.

Достаточно дорогое, но при этом эффективное устройство для подачи и нагрева воздуха

Имеет смысл досконально разобраться в расчетах необходимой принудительной вентиляции своими руками в гараже, каким образом их произвести и что для этого потребуется. По нормам СанПиН воздухообмен должен составлять 180 л/ч на каждые 10 м2. Причем это касается как естественной, так и принудительной вентиляции в подвале гаража и в самом боксе.

Конечно, с одной стороны может показаться, что принудительная вентиляция имеет только лишь плюсы, однако это не совсем так. Есть у нее и свои недостатки:

  • Обратные клапаны в вытяжке заводского производства с электроприводом достаточно жесткие, а значит при отсутствии электроэнергии воздухообмен будет полностью перекрыт;
  • Дополнительная проводка создает опасность замыкания и самовозгорания, особенно при неправильном монтаже;
  • Как и любое электрооборудование, вытяжные двигатели требуют периодической ревизии и обслуживания.
  • Затраты на электроэнергию тоже стоить принять во внимание.

При правильном расчете вентиляции гаража с газами от автомобиля может справиться и естественная вентиляция, однако здесь есть небольшой нюанс.

Забор воздуха для вентиляции выглядит довольно эстетично

Важный совет! Если планируется устройство лишь естественной вентиляции, то не стоит делать вытяжную трубу большого диаметра и в одном месте. Лучше смонтировать несколько вытяжек в разных местах. Это обеспечит намного лучший воздухообмен.

И все же, если есть подозрение, что подобная схема не справится, существует вариант комбинации обоих типов, о чем сейчас и поговорим.

Приточный клапан в стену. Обеспечить здоровое состояние атмосферы можно разными способами. Если установить приточный клапан в стену – задача будет решена быстро. В специальной публикации рассмотрим как его грамотно выбрать и смонтировать.

Организация комбинированной вентиляции гаража и подвала и как ее лучше устроить

В этом случае в помещении помимо естественной делается и принудительная подача либо отвод воздуха. Преимущество подобной схемы в том, что даже при отсутствии напряжения в сети, воздух будет свободно поступать в гараж или погреб и так же свободно удаляться. Однако, следует понимать, что зимой в таком помещении будет значительно холоднее, но и эта проблема решаема. Обычно воздуховоды приточно-вытяжных систем вентиляции в гараже можно с легкостью заглушить, открывая их только тогда, когда это необходимо.

Попробуем рассмотреть более подробно, каким образом можно устроить комбинированную вентиляцию своими руками при помощи небольшого фотоотчета.

Фото пример Выполняемые действия
Для начала имеет смысл составить примерную схему циркуляции воздуха в гараже и погребе или подвале. Сделать это можно на любой фанерке или листке бумаги – значения не имеет. Ее единственный смысл – помочь определиться со способом устройства
Именно такими трубами из пластика, диаметром 110 мм наиболее удобно монтировать всю схему. На фото примере показана приточка воздуха из самого гаража в погреб или подвал. Дело в том, что делать его можно (и даже удобнее) в противоположном от ворот углу. При таком расположении воздух будет немного нагреваться, проходя через помещение, тем самым создавая более высокую температуру внизу. Особенно это актуально, если в погребе хранятся овощи
А здесь показан вывод воздуха из подвала. Немного ниже объясним, каким образом все устроено внизу
Сверху, над гаражом, на трубе обязательна подобная насадка – рефлектор. При этом указанные отверстия должны быть как можно шире. Имеет смысл даже расширить их при помощи дрели. Многие скажут, что таким образом холодный воздух при помощи ветра может пойти обратно, но это не так. Напротив, он поможет усилить поток на вытяжку
В этом фото примере показано отверстие, на которое можно установить вентилятор, тем самым скомбинировав естественную и принудительную вытяжку. Зимой, когда в гараже нет автомобиля, его имеет смысл перекрыть
Маркером (вдоль верхнего угла) отмечено место, куда в последствии будет установлена пластиковая труба вытяжки с отверстиями. Это позволит лучше удалять угарный газ из помещения при работе двигателя.
Пенопласт здесь не позволяет образовываться конденсату, что достаточно важно. Именно в верхней точке он будет скапливаться, независимо от качества вытяжки
Потолок погреба или подвала так же необходимо обшить пенопластом и основательно пропенить швы. Сейчас объясним назначение этих действий. Даже если потолок из бетона или кирпича, грунт, находящийся выше, будет холоднее, чем воздух в помещении. Таким образом это будет способствовать образованию конденсата не потолке, что повысит влажность в помещении. Ошибкой будет считать, что при этом вся влага будет скапливаться между потолком и пенопластом. Ведь при отсутствии там тепла (материал его туда просто не пропустит) исчезают условия образования конденсата
Все же небольшая влажность в помещении нужна. Именно по этой причине нужно поставить хотя-бы литровую банку с водой в погребе. В нашем случае это ведро с водой и известью, что более практично
Ну и напоследок нельзя не упомянуть о покрытии потолка гаража. Именно оно дополнит всю систему вентиляции, позволив ей работать более функционально.

Как становится понятно, схема вентиляции включает в себя не только устройство воздухообмена. Очень важны в этом деле и другие факторы, такие как утепление. Ну а для более полного понятия всей подобной работы, предлагаем просмотреть небольшое видео вентиляции в гараже, выполненной не профессионалами, а обычными домашними мастерами:

СНиП и вентиляция

Для нежилых помещений нормы вентиляции также строго регламентируют циркуляцию воздуха.

Строительные нормы и правила предусматривают обеспечение воздухом гаражного помещения в количестве 180 литров в час.

Циркуляция воздушных масс должна быть организована постоянно. Отметим, что в западных странах эта цифра превышает и должна быть выше в два раза.

Если говорить о материалах, из которых построено помещение, вентиляция в металлическом гараже ничем не будет отличаться от вентиляции в кирпичном или бетонном гараже.

Требования

В СНиП говорится, что свежий воздух должен подаваться внутрь гаража в количестве 180 л/час. В соответствии с требованиями, указанными в документе СНиП 21-02*99, любые хозяйственные строения (в том числе гаража) должны быть оборудованы подходящими вентиляционными коммуникациями.

Невзирая на сложность конструкции, вентиляция должна быть как в обогреваемом, так и в неотапливаемом гараже. В соответствии с нормативами, поступающий объём чистого воздуха должен в течение суток 6-10 раз обновлять весь внутренний объём помещения.

Это интересно: Принудительная вентиляция, виды и монтаж механических установок для вентиляции

Материалы и оборудование для устройства вентиляции в гараже

Конечно, наиболее важными деталями вентиляции являются воздуховоды. И для того, чтобы не переплачивать лишних денег на их приобретение, многие монтируют вентиляцию в гаражах из канализационных труб. При этом, помимо дешевизны этого материала, он еще и достаточно надежен, а значит его применение наиболее оптимально. А мы сейчас попробуем сравнить стоимость не только воздуховодов из различного материала, но и вентиляторов, которые могут не только нагнетать или вытягивать воздух, но и прогревать его. Для начала обратим внимание на трубы для вентиляции гаража.

Наименование Размер Материал Стоимость, руб.
Труба 110х3000 ПВХ 400
Труба 110х3000 Латунь 1100
Воздуховод 250х1000 Алюминий 340
Воздуховод 204х60х1000 Пластик 160

А теперь рассмотрим нагнетатели различных типов.

Наименование Модель Производительность
Рекуператор

Прана—250

650 м3/ч

Рекуператор «PRANA-250»

Приточная вентиляция

Селенга

600 м3/ч

Вентиляционная установка VentMachine Селенга

Таким образом приобретение установки с подогревом становится довольно затратным предприятием. Именно по этой причине стоит обратить внимание на возможность ее изготовления своими руками. Ведь обычный вентилятор для вытяжки в гараже обойдется в гораздо меньшую сумму. Тем более, что их ассортимент на российских прилавках достаточно широк. Средняя цена, за которую можно приобрести вытяжной вентилятор для гаража колеблется в диапазоне от 1500 до 4000 руб.

Ассортимент пластиковых труб для вентиляции

Типовая схема естественного вентилирования

Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:

  • гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
  • режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
  • сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.

Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.

Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки

Когда необходима принудительная вентиляция:

  1. Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
  2. Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
  3. В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.

Важный нюанс. Вытяжка неспособна функционировать без притока, причем независимо от силы тяги в вертикальном выходном канале. Если не предусмотреть воздушный поток с улицы, то даже механический вентилятор не сможет выбрасывать водяные пары – крыльчатка станет перемешивать воздух в одном месте.

Простейшая схема воздухообмена с естественным побуждением

Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:

  1. На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
  2. Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
  3. Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
  4. Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
  5. В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.

Разновидности применяемых зонтов (посередине) и дефлекторов

Совет. Если в силу объективных причин поднять срез трубы на 2 м не удается, поставьте вместо колпака дефлектор, усиливающий тягу за счет ветра (показан на фото).

Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.

Схема движения потоков в плане

О принудительной вытяжке

Ставить вентилятор на вытяжную трубу общеобменной вентиляции бессмысленно по трем причинам:

  • эффективный отбор и выброс воздуха производится только при включенном агрегате;
  • в отсутствие хозяина крыльчатка отключенного вентилятора перекрывает минимум 50% сечения вентканала, удаление влаги естественным путем сильно замедляется;
  • расходуется электроэнергия.

Если вы переоборудовали гараж в мастерскую, есть резон сделать местное вытяжное устройство, состоящее из всасывающего зонта, канального вентилятора и воздуховода с обратным клапаном. Колпак изготавливается из подручных материалов (тонколистовой металл 0.3—0.5 мм), воздушный канал – из труб для канализации Ø110 мм.

Лепестковый клапан и вентилятор канального типа подбирается под внутренний диаметр вентканала – 10 см. Дадим ряд советов по монтажу:

  1. Зонт размещается над источником загрязнения воздуха (обычно – верстаком). Размеры колпака – на 20 см больше максимальных габаритов источника, угол раскрытия – не более 60°.
  2. Постарайтесь подвесить зонт на минимальном расстоянии от вредных выделений, учитывая удобство выполнения работ.
  3. Наметьте кратчайшую трассу прокладки воздухопровода от верстака к наружной стене здания.
  4. Клапан и вентилятор вставляйте внутрь раструбов, предварительно обернув уплотняющим материалом (подходящий вариант – поролон). Просверлите в стенке вентканала отверстие и просуньте туда кабель электропитания.
  5. Обратный клапан ставится на выходе канала, вентилятор – в пределах помещения. Снаружи воздуховод защитите решеткой с сеткой, дабы перекрыть дорогу птицам и грызунам.

Установка канального нагнетателя внутрь пластиковой трубы d110 мм

Справка. Рекомендации не годятся для гаража, переделанного в покрасочную камеру, где источник воздушного загрязнения распределен по всему боксу. В подобных случаях устраивается полноценная принудительная вентиляция с очисткой и подогревом воздуха, как делается в промышленных помещениях.

Не забываем о необходимости притока – после включения вентилятора полностью открываем решетку для входящего воздуха. Иначе работающий агрегат попросту опрокинет тягу в ближайшем вытяжном канале.

При небольшой массе зонта последнюю секцию воздуховода можно сделать поворотной, что позволяет быстро перемещать вытяжку к соседнему столу. Реализацию способа смотрите в очередном видео:

Нюансы по монтажу и советы по расчету

Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.

Элементы вентиляционной конструкции

Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.

Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом

Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.

Схема вентиляции для гаража с обогревом

Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.

Смотрите также видео как рассчитать и сделать вентиляцию в гараже:

Читайте про другие наши материалы:

Как сделать правильно вентиляцию в гараже – обобщение информации

Подводя промежуточный итог, можно определить основные задачи, которые необходимо выполнить перед тем, как в гараже сделать вытяжку – это создание проекта, приобретение необходимых материалов и утепление стен и потолков. Каких-то особых знаний и умений для этого не требуется. Главное, подойти к этой работе не только обдуманно, но и творчески. Если говорить о схеме, составляемой перед тем, как сделать вентиляцию в гараже своими руками, то от того, насколько подробно она составлена будет зависеть простота самого устройства системы воздухообмена. Но чаще всего не нужна даже она. Если брать для примера гаражи без подвалов, вентиляция в них будет настолько проста, что отдельного проекта даже не потребуется. Главное здесь – понятие законов физики и творческий подход.

На такой гараж приятно смотреть

Расчёт

Схема вентиляции гаража

До начала работ по монтажу вентиляции нужно рассчитать необходимый диаметр вентиляционных каналов. Это делают двумя способами:

  • По формуле на 1 м2 площади всего гаража необходимо принимать по 15 мм диаметра трубы. К примеру, для площади 10 м2 необходимо использовать трубу сечением 150 мм.
  • Сумма сечения всех отверстий = 0,3% площади гаража. Это формулу в основном используют при создании одноканальной механической вентиляционной системы.

Согласно требованиям СНиП, в постройку, где есть место для одной легковой машины, необходимо поставлять 180 м3 воздуха/час, за границей этот показатель вдвое выше.

Теперь несколько слов об особенностях расчёта естественной вентиляции. Достаточный природный поток свежего воздуха в гараж возможен, только если установить 2 вентиляционные трубы – приточную и вытяжную. Специальных знаний для расчётов не нужно, главное – выполнять элементарные правила:

  • Приточное отверстие размещают с наветренной стороны гаража, примерно в 10 см от поверхности пола, вытяжное – ниже потолка на 10 см. Они должны находиться в противоположных углах помещения.
  • Воздуховод устанавливается выше крыши на 30-50 см. Его защищают сеткой от насекомых и грибком от дождя и снега.

Если по расчётам у вас требуется вентиляционный канал слишком большого диаметра, то намного грамотнее использовать трубы меньшего размера, но установив 2-3 штуки.

Инструменты и материалы

Чтобы сделать работу быстро, подготовьте заранее нужные материалы и инструменты:

  • Мощный перфоратор;
  • Угловая шлифмашинка;
  • Теплоизолирующий материал и герметик;
  • Решётки для защиты выходов каналов от грязи;
  • Трубы из пластмассы или металла необходимого диаметра.

Кроме того, в зависимости от конструкции, возможно, потребуются вентиляторы:

  1. Вытяжные канальные устройства – удобны в работе и доступны. Встроенные регуляторы позволяют менять интенсивность замены воздуха. Оптимальный диаметр – около 160 мм. Но дешевле и проще использовать изделия диаметром 120 мм.
  2. Центробежные – лучше всего работают на вытяжку, но их сложней монтировать. Используют в основном в гаражах, где красят машины.
  3. Вихревые – наиболее подходящие агрегаты для удаления дыма от сварки.

Для обычного гаража самый практичный вариант – вытяжной канальный вентилятор. Это устройство стоит недорого и хорошо выполняет своё предназначение.

Итак, мы рассмотрели, как правильно сделать вентиляцию в гараже. Каждый из представленных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Выбор в сторону одного из них стоит делать исходя из бюджета. Лучший по соотношению цены и качества вариант – комбинированная схема.

Как стало известно из этой статьи, вентиляция в гараже своими руками – это необходимо для каждого автовладельца, к тому же и совсем несложно. Не стоит забывать о том, что благодаря ей «железный конь» прослужит дольше, а также для хозяина гаража будет меньше опасности для здоровья при посещении этого помещения.

Очищение воздуха в погребе

Как правило, гараж используется не только для стоянки автомобиля, но и для хранения продуктов. Соответственно, это тоже дает дополнительную влагу. Но даже если хранение не производится, проветривание ямы должно быть организовано для комфортной работы в нем.

Совмещение вентиляции погреба и гаража

Как отмечают специалисты, в погребе естественная вентиляция является лучшим вариантом.

При условии хорошего воздухообмена в помещении возможно использовать трубы диаметром 10 сантиметров.

Одна из них устанавливается в районе десяти сантиметров от пола, а вторая на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выводится наружу.

Также стоит позаботиться и о защите вытяжки.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх