Вага клемма

Это нужно знать: 6 главных проблем клеммников WAGO

Клеммные соединения WAGO являются очень распространенными на сегодняшний день. Однако электриков, ненавидящих WAGO, практически столько же, сколько и тех, кто в восторге от этих зажимов. И немудрено: вот лишь несколько основных проблем, которые стоит учитывать при использовании таких клеммников.

1 Можно использовать только для освещения

Производитель WAGO утверждает, что зажимы можно использовать для больших нагрузок (в пределах паспортных характеристик), подключая группы розеток. Однако практика показывает, что клеммники подходят исключительно для осветительных групп. Приведем пример:

Клеммник WAGO 222-413 для трех проводников рассчитан на провод 4 мм2 и номинальную нагрузку до 32 А. 32 А — это 7 кВт. Представим, что произойдет, если одновременно подать нагрузку на зажим в 7 кВт, например, включив бойлер на 2 кВт, обогреватель на 3 кВт и чайник на 2 кВт. Такой зажим будет очень сильно греться и со временем сгорит, как забытые в печке пирожки. Поэтому WAGO лучше использовать только для осветительных групп, но никак не в силовых ветках.

2 Нельзя зашивать в стену

Клеммики WAGO нуждаются в обслуживании, поэтому к ним должен быть открытый доступ. По сути их можно (и нужно) размещать только в распредкоробках. Практика показала, что со временем контакты на прижимных пластинах ослабевают, поэтому нужно делать ревизию. Под штукатуркой зажим со временем может гореть — жди беды. Если необходимо спрятать в стену соединение, то лучше воспользоваться опрессовкой или сваркой.

3 Много подделок и аналогов

Существуют совершенно китайские подделки, которые довольно легко отличить от немецкого оригинала по отсутствию каких бы то ни было надписей, тогда как на оригинале указаны номинальное напряжение, сечение проводника и схема подключения. Плюс цена у них сильно разнится, поэтому можно сразу понять, настоящий это WAGO или копия.

Однако существуют еще так называемые аналоги — зажимы, похожие WAGO, где есть все надписи, как на оригинале. Однако начинка их может сильно отличаться. Например, пластины на оригинальных немецких зажимах изготавливают из аустенитной хром-никелиевой стали, покрытой оловянно-свинцовым сплавом в соотношении 60/40. Из чего состоят аналоги, неизвестно, но долговечность у них гораздо меньше. Также есть вероятность, что они будут гореть в самый неподходящий момент.

4 Высокое переходное контактное сопротивление

В предыдущей статье мы измеряли сопротивления разных соединений, и Ваго показал себя не с лучшей стороны. Не вдаваясь в цифры, отметим, что сопротивление у WAGO в 11 раз выше, чем у винтового клеммника, в 6,6 раз выше, чем у СИЗ и в 1,5 раз выше, чем у обычной скрутки. Конечно, на практике под воздействием внешних факторов каждое соединение может повести себя по-разному. Однако, чем выше сопротивление соединения, тем сильнее оно греется.

5 При больших нагрузках плавятся они, а не провода

Нельзя сказать, что это прям большая проблема, ведь именно соединения чаще всего греются, а не проводник. Однако в сети есть видео, где при нагрузке в 80 А сначала оплавляется изоляция, а ваговский зажим, как жидкий терминатор, плавится последним. Вероятнее всего оно снято самим производителем для популяризации зажима. На практике же все выходит совершенно наоборот. Зачастую именно пластины в клеммнике сильно разогреваются, из-за чего начинает плавиться корпус, а изоляция на проводах в последнюю очередь.

6 Высокая цена

Одна из главных проблем клеммников WAGO — это высокая цена на зажимы. В среднем один зажим двухпроводного WAGO 222-412 стоит порядка 20 рублей. Учитывая то, что эти зажимы часто применяются для временных построек, и после их демонтажа в большинстве своем выбрасываются (есть зажимы многоразового использования), цена возрастает еще сильней (в соотношении цена/срок службы). Также невозможность (или корректнее «нежелательность») их использования для групп розеток делает их очень дорогими по сравнению с другими видами соединений.

Особенности использования клемм WAGO

Соединительные клеммы WAGO предназначены для максимально быстрого, удобного и в то же время надежного соединения проводов. Фактически это аналог традиционного соединения проводов скруткой, с обмоткой изолентой. В отличие от старого, проверенного временем способа применение клемм, выполненных по сертифицированной технологии германской фирмы WAGO, дает выигрыш по времени и по надежности одновременно, так как исчезают характерные для скруток недостатки. Напомним — изолента может повредиться или начать разматываться от времени, сами скрученные проводники могут начать окисляться, что может привести к потере качества контакта, и тому подобное.

Кроме того, в отличие от известных клемм с винтовым соединением, клеммники Ваго значительно легче применять на практике, особенно при работах на высоте, на шаткой лестнице, в труднодоступных условиях. В них используется пружинное соединение, поэтому нет опасности слишком слабо или наоборот, слишком сильно закрутить винт — а ведь любая из этих ситуаций опять-таки может привести к ненадежному соединению.

Разберемся, что такое эти новые клеммники, какими они бывают и как ими пользоваться.

Конструкция и принцип действия

В основе всех клемм фирмы WAGO лежит пружинный зажим, выполняющийся из хромо-никелевой стали. Поверхность контакта обеспечивает медная пластина, луженая специальным свинцово-оловянным составом, предохраняющим медь от окисления. Материалом корпуса служат полиамид или поликарбонат — и тот, и другой относятся к самозатухающим диэлектрикам, они не поддерживают горения и не разлагаются под действием солнечных лучей.

Обратите внимание: многие электрики, особенно старой «советской» закалки, либо наоборот — начинающие, полагают, что пружинный зажим не обеспечивает должной силы контакта. Это не так.

Конструкция клеммника Ваго такова, что вставляемый конец проводника фиксируется защелкой, если проводник вытащить — на жиле или наконечнике будет виден небольшой заусенец. Отличительная особенность клеммников Ваго в том, что они автоматически саморегулируются в соответствии с сечением вставленного провода, и в любом случае — и с малым, и с большим сечением жилы мощность захвата и, соответственно, надежность контакта будут одинаковы.

Технические характеристики

В фирменных каталогах WAGO можно обнаружить несколько тысяч позиций, относящихся к клеммным соединителям для различных видов работ — от бытовой до промышленной сферы, последняя в свою очередь включает в себя специфические изделия, заточенные под использование в конкретных областях. Поэтому описать вкратце ТТХ клемм » в общем» не то чтобы невозможно — в этом нет особого смысла. Данные по максимально выдерживаемому току, напряжению и температуре (в том числе краткосрочном максимуме при коротком замыкании) для можелей принципиально разных классов различаются.

Максимум выдерживаемого напряжения для специальных модификаций пружинных клемм составляет 1000 В при переменном токе (краткосрочно — до 6.5 кВ), максимальная величина пропускаемого тока — до 232 А, максимальное сечение проводника, для которого можно подобрать клемму — 95 мм². Разумеется, это относится к наиболее мощным, применяемым в промышленности коннекторам. Изделия, предназначенные для работы в гражданских сетях освещения и запитки обычного оборудования, имеют следующие пределы мощности:

  • максимальное напряжение — 400 В;
  • максимальный ток — 24/32/41 А (в зависимости от модели);
  • максимальное сечение — 2.5, 4 и 6 мм² (в зависимости от модели).

Ориентироваться надо на следующее соотношение: коннектор под жилу сечением 2.5 мм² выдержит 24 А. Под 6 мм² — 41 А. Вольтаж во всех случаях одинаковый — 400 В.

Разновидности

В обиходе под названием «клеммы Ваго» или просто «ваги» обычно подразумевают проходные коннекторы, предназначенные для соединения проводов в распаечных коробках и подрозетниках, подключения светильников и тому подобное. На самом деле эта компания выпускает еще и специальные ультратонкие клеммы для установки на DIN-рейки в электрошкафах, а также коннекторы, предназначенные для монтажных плат. Тем не менее для подавляющего большинства людей, связанных с электрикой, «ваги» — это именно проходные клеммы для сетей питания и освещения.

Они делятся на 3 основных типа:

  1. Неразъемные, с плоскопружинным зажимом. Предназначены для одножильных проводников (например, кабеля ВВГ), либо многожильных, но обжатых специальным наконечником. Одноразового применения.
  2. Разъемные, они же — универсальные, с рычажковым зажимом CAGE-CLUMP. Предназначены как для одножильных, так и для многожильных проводников без наконечников. Стоят примерно вдвое дороже неразъемных.
  3. «Ускоренного монтажа», с зажимом FIT-CLUMP. Предназначаются для проводников любого типа, имеют особенность — врезной контакт, прокалывающий изоляцию провода. Соответственно, предварительная зачистка кабеля становится не нужна.

Среди всего многообразия выпускаемой WAGO продукцией можно выделить всего 3–4 серии коннекторов, которые могут понадобиться при бытовом ремонте или строительных работах в большинстве случаев. Это:

  • серии 773 и 273;
  • серия 222;
  • серия 224;
  • серия 243.

В чем же между ними разница?

Серия 773/273

Это как раз те самые, ставшие своеобразным стандартом неразъемные самозажимные клеммы одноразового действия, с плоскопружинным зажимом, предназначенные для одножильных либо оконеченных многожильных кабелей.

Примечание: на самом деле такой контактор можно использовать 2–3 раза — провод из него выкручивается, если действовать аккуратно. Но поступать так можно лишь в крайнем случае, так как качество зажима от каждой расстыковки существенно ухудшается.

Большинство моделей серии 773 рассчитаны на провода сечением от 0.75 до 2.5 мм квадратных. Количество посадочных гнезд — от 2 до 8. Корпус — либо прозрачный, с цветной вставкой, либо черный или серый. Максимальное напряжение — 400 В, ток — 24 А. Все клеммники рассчитаны на переменный ток.

Медь vs алюминий

Разница в цвете имеет для этих коннекторов принципиальное значение. Дело в том, что прозрачные с цветной вставкой предназначены для соединения медных жил, а вот черно-серые — для алюминиевых. Последние отличаются наличием в гнезде специальной контактной смазки. Клеммники WAGO любого из этих типов являются хорошим решением, если надо соединить алюминий с медью (как известно, напрямую скручивать их вообще нельзя). Лучше брать черный или серый коннектор, удалив из гнезда, предназначенного под медь, контактную пасту. Можно поступить наоборот — взять прозрачный с цветной вставкой (похожий на кубик Лего) и внести купленную отдельно пасту в гнездо под алюминий.

Кстати говоря, только под алюминий идет отдельно взятая серия 273. Она рассчитана на сечение 1.5–4 мм и имеет двойной предел максимального тока — 24 А на алюминий и 32, если удалить контактную пасту — на медь.

Серия 222

Представляет собой многоразовые коннекторы с зажимом «Кейдж-кламп». Диапазон сечений подключаемых проводов очень широк — от 0.08 до 2.5 мм квадратных, при этом нет разницы — одна жесткая жила в кабеле или же это гибкий многопроволочный проводник. Данные зажимы рассчитаны на напряжение до 400 В и силу переменного тока в 32 А, то есть могут применяться в промышленных трехфазных сетях для подключения достаточно можных устройств и аппаратов. Вариант исполнения — только для медных проводов, то есть без контактной пасты (но ее можно купить и нанести отдельно).

Коннекторы этой модели легко и просто открываются и закрываются рычажком, поэтому переподключения проводов можно проводить неоднократно. Существуют дополнительные серии клеммников этой схемы, например 221 — уменьшенные размеры, полупрозрачный материал корпуса, для менее сложных условий эксплуатации, и 862 — наоборот, многополюсные клеммные колодки, предназначенные для промышленности и выдерживающие до 500 В.

Серия 224

По заявлению изготовителя, эта модели этой серии предназначены преимущественно для быстрого и надежного подключения светильников, в первую очередь потолочных — типа люстр. С одной стороны у них неразъемный плоскопружинный зажим (сюда подключается провод от щитка), с другой — разъемный, Cage Clump. В отличие от предыдущих описанных образцов, здесь подключение проводов идет стык-в-стык, тогда как в 773 и 222/221 сериях жилы вставляются параллельно друг другу.

Выпускаются модели как с контактной пастой (для алюминия), так и без нее.

Серия 243

Конструктивно это аналог 773-й линейки, но «заточенный» под малые сечения — 0.6-0.8 мм. Максимально допустимый ток составляет всего 6 А, максимальное напряжение — 100 В. Эти коннекторы применяются в различных слаботочных сетях — охранная и пожарная сигнализация, телефония, видеосвязь и тому подобное. Их отличительная особенность — система пазов и стыков, позволяющая формировать единый блок из нескольких клемм.

Клеммники на DIN-рейку

Сюда входит очень большое семейство различных клемм, предназначенных для стационарного монтажа в электрощитках на стандартный DIN-рельс. Они отличаются сверхузким профилем, могут иметь заземление, предохранитель, размыкатель, индикатор-светодиод, а также зажимы различных конструкций. Как правило, они размыкаемые — либо Cage Clump, либо Fit Clump: это сделано с целью, с одной стороны, увеличить скорость монтажных работ, с другой — облегчить возможный в будущем ремонт.

Примеры серий с зажимом Fit Clump, прорезающим изоляцию — 280, 285, 290.

Среди этих моделей есть многоярусные коннекторы, предназначенные для упрощения сложного монтажа путем экономии пространства в силовом шкафу.

Как использовать в работе

Отличительная особенность клеммников Wago — независимость качества соединения, которое они обеспечивают, от квалификации самого электрика и прилагаемой им физической силы. При монтаже достаточно зачистить провод примерно на 10–12 мм и вставить его до упора в клеммник. Если он одноразовый самозажимной, то этим дело и ограничится, если многоразовый «Кейдж кламп» (с рычажком), то достаточно будет опустить рычажок. Если это устройство 224 серии, предназначенное для люстр и тому подобного, то в самозажимной конец вставляется провод «из стены», в разъемный — от светильника. Никаких других операций вроде дополнительной изоляции или опрессовки не требуется.

Подключение клемм, установленных на DIN-рейку, осуществляется по тому же принципу «вставил — защелкнул — забыл». Если используется разъем Fit clump, то необязательно даже зачищать провод.

Но обратите внимание: одна клемма Ваго — это аналог одной скрутки проводов! То есть на стандартную однофазную систему потребуется минимум 2 клеммы — одна соединяет фазные провода, другая — нулевые. При наличии заземления оно подключается через дополнительную клемму. По одному проводу в каждое гнездо.

Распространенная ошибка многих домашних «горе-электриков» — через одну и ту же клемму они пускают и ноль, и фазу. С закономерным итогом.

Видео по теме

LizarD71 ›
Блог ›
Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026

Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.

Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant:
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много «неправильных» скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем «веник» подключаемого провода в начало «веника» основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.

Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:

И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:

Как видим — скорее всего только давление, без нагрева и посторонних агентов типа припоя.
Похоже, что тут я немного ошибся — судя по комментарию Shenderko, данное соединение правильнее называть сваркой. Здесь же его взвешенная точка зрения на «противоборство» пайки и обжима:
«По поводу вставленного видео вы не правы, в нем показана не обжимка проводов, а их сваривание колебаниями высокой частоты. Сжатие проводов там только для хорошего контакта жил между собой, во время последующего кратковременного разогрева. Знаю, потому что работаю на производстве проводки для BMW f45 и у нас такой метод широко используют.
По поводу пайки — тоже применяем, но по большей части в силовых цепях.
Лучше обжимка или пайка, спорить не стану, я например, в своей машине стараюсь грамотно пропаивать те же клеммы и провода. Но вот то, что обжимка намного быстрее, технологичнее и менее вредна для персонала, в условиях массового производства — факт. Чего тут больше — выгоды производителя или реальной долговечности и надежности, вопрос открытый.»

Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.

Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Изолированные соединительные муфты
Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.

Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 кв.мм
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 кв.мм
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 кв.мм

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм

Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, . Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:

Нож, бокорезы, зажигалка, кримпер, соединительная муфта (на фото — красная) и термоусадочные трубки нескольких калибров (желтые). Также на фото есть подопытный провод:)
Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:
Допустим, нам нужно врезаться в существующую проводку.
Самая стрёмная и жестокая часть:
Режем по живому, т.е. раскусываем существующий провод.
Зачищаем где-то по 5 мм (для красной муфты — для других больше) каждый из концов, с одной стороны делаем скрутку.
Не забываем надеть на провод термоусадку перед соединением.
Вставляем муфту в кримпер и слегка зажимаем, чтоб не выпала. Вставляем туда зачищенный провод.
У губок кримпера с одной стороны паз более овальный, с другой — менее. Более овальный паз должен зажимать изолятор муфты с изоляцией провода, менее овальная сторона должна через изоляцию прессовать саму металлическую муфту.
Зажимаем и повторяем процедуру для второго конца.
Получаем цивильное и надежное соединение без пайки.
Далее ставим на место термоусадочную трубку (при работе в машине ее нужно не забыть нанизать на провод заранее — я вечно забываю:)).
И усаживаем ее зажигалкой.
Описанный вариант не подразумевает герметизацию соединения (использованы «обычные» муфты), однако при использовании муфт DuraSeal или китайских аналогов герметизация будет обеспечена. Выглядеть это будет примерно так:
Полный размерДано: провод и муфта с термоусаживаемой изоляцией.

Как и в предыдущем примере, зачищаем, вставляем, обжимаем.
Полный размерРезультат обжима.
Далее усаживаем изоляцию так же, от центра к краям.
Полный размерИзоляция усажена, с торцов проступил клеевой слой.
Пожалуй, это самый простой и надежный способ соединения проводов.

3M Scotchlock и аналоги
Некоторое время назад эти соединители были описаны в этой статье с примерами, однако считаю целесообразным это описание убрать, ибо не все так хорошо, как кажется.
Речь вот о таких соединителях:

Многие автоэлектрики их обожают, а более опытные коллеги потом выкорчевывают.
Давайте разберемся почему.
Сама идея таких соединителей весьма хороша. Использование тоже предельно простое.
Существующий провод заводится в соединитель сбоку, рядом вставляется подключаемый провод. После этого вся конструкция зажимается. Ножевой контакт с прорезью врезается в изоляцию и зажимает жилы.
Заявлено, что могут использоваться и с многожильным проводом, и с моножильным. Есть 3 типоразмера:
красные — для сечений 0,5 кв.мм … 1,5 кв. мм;
синие — для сечений 1,5 кв.мм … 2,5 кв. мм;
желтые — для сечений 3 кв.мм … 4 кв. мм.
На форуме mastercity человек делал нагрузочное тестирование — пускал через китайские желтые ток 40А — выдержали без проблем, пока их не начали шевелить.

А теперь бочка дёгтя. Я не ошибся — не ложка, а именно бочка)))
Во-первых, есть ограничение на использование с многожильным проводом, о котором мало кто знает. Например, красные нельзя применять на многожильном проводе сечением 1,5кв.мм, максимум 1,0. Это указано на упаковке, но кто ее видел? Продают-то поштучно! А еще на упаковке указано, что поштучно продавать только с приложением инструкции. На это все продаватели положили, конечно. Результат несоблюдения этого требования банален:

Полный размер1,5кв.мм — жилы просто перерезаются ножевым контактом .
Полный размер1,0кв.мм — одна жила обрезана, остальные изрядно помяты .
Нижнее фото, кстати — это работа красного ответвителя на проводе 1,0мм.
Во-вторых, соединение получается надежным только при условии соблюдения неподвижности проводников. Если имеет место взаимное движение, контакт ослабнет, переходное сопротивление возрастет. А это нагрев. То есть получается, что вполне можно соединиться в распаечной коробке и забыть об этом. Однако в условиях эксплуатации соединения в автомобиле такого способа лучше избегать. Я допускаю, что можно их применять для сигнальных проводников, где нет силовой нагрузки (я даже ДХО подключил с применением такого соединителя). Но это стоит делать только для себя, когда в случае нарушения контакта сам быстро разберешься, в чем дело.

В-третьих, вы в курсе, что применяя такие соединители, мы все делаем на свой страх и риск? Понятно, что у нас в стране по сути все так делается, но я о гарантиях производителя, которых нет! Вы спросите, как же так? Это же 3М, Германия, крупнейший концерн, делающий очень много крутых вещей для корпоративного сектора! А вот так. Я сам не поверил бы, если бы не увидел своими глазами «важное замечание»:

Для тех, у кого плохо с английским, надпись гласит (примерно):
Важное замечание: перед использованием этого продукта вы должны изучить его и определить, возможно ли его применение в каждом конкретном случае. Вы принимаете на себя всю ответственность и риски, связанные с его использованием.
Этим все сказано. Вот вам удобная штука, но если че мы предупреждали.

Вывод по скотчлоку: категорически не рекомендую использовать его в автомобиле, в крайнем случае — для сигнальных линий, и быть готовым переделать если что.

Переходники и «удлиннители»
Заголовок несколько странный, но суть такова, что для подключения к проводу мы делаем мини-переходник, то есть вынимаем из стандартной колодки пин, в него вставляем «удлиннитель», т.е. короткий проводочек, с отдной стороны которого обжат такой же пин, а с другой — ответная часть. Подробное описание тут: www.drive2.ru/b/3186150/.
Не думаю, что я изобрел этот велосипед, но статей или отчетов аналогичных я не видел. А это чертовски удобно, и в любой момент легко вернуть все назад.

Для реализации метода нам понадобится хороший инструмент для обжима автоклемм, пины и провода. Причем с последними двумя пунктами может очень помочь авито и иже с ними — именно там я нашел объявление о дербане проводки гольфа, что позволило запастись дорогостоящими пинами по весьма разумной цене.

Более подробно, думаю, описывать смысла нет. Если будут вопросы — вэлкам в каменты.

Вместо заключения:
Помните, что лучшее соединение — это то, которого нет. В том смысле, что когда есть возможность избежать соединений, этим определенно стоит пользоваться. Я говорю в первую очередь о дооснащении, потому что ремонт как правило не предполагает наличие доступа к проводнику по всей его длине. А вот когда мы сами делаем новый жгут — тут, что называется, сам Бог велел сделать его красиво, как с завода. Да еще и сэкономить при этом на ремонтных проводах.
Дело в том, что ВАГ, да и другие производители поставляют не только ремонтные провода, но и пины, то есть сами наконечники этих проводов. Они как правило значительно дешевле готовых ремонтных проводков.
Минус в том, что для того, чтобы их качественно обжать, нужен качественный инструмент, коего у нас в продаже просто нет. Поэтому по наводке уважаемого 46otdmil были заказаны из японии клещи HOZAN P-706. . Результат обжима хоть и не заводской, но очень качественный (не смотрите на завернутые жилы — не было подходящего провода, пришлось сечение «удвоить»):

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх