Датчик тяги для газового котла

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Как он выглядит и где расположен

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркало в месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Цены

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Датчик температуры газа ГБО 4 поколения: почему так важна его корректная работа?

Принципиальная схема подачи горючего в двигатель газового оборудования 4-го поколения кардинально отличается от предыдущих генераций фазированным впрыском топлива. Намного снизился его расход, уменьшилась нагрузка на поршневую группу. Динамические характеристики автомобиля значительно улучшились. Такого эффекта можно достичь только при правильной установке и грамотной регулировке датчика температуры ГБО.

Назначение и принцип действия

Безупречное функционирование датчиков ГБО 4 поколения обеспечивает стабильность показателей оборудования. Строгий контроль над температурными параметрами сводит к минимуму вероятность опасных ситуаций, которые могут возникнуть в результате увеличения температурных значений выше предельных значений.

Датчик температуры ГБО 4 поколения функционирует в паре с датчиками давления. Такой принцип сбора и передачи информации необходим для обеспечения надёжной и экономичной работы ДВС на газе.

Данные устройство устанавливают в следующих узлах ГБО:

  1. напрямую в редукторе для контроля температуры газа в испарителе;
  2. перед редуктором для анализа уровня давления в газовом резервуаре.

Благодаря такому конгломерату система может определять количество оставшегося горючего в газовой ёмкости. Умный электронный блок управления данную информацию транслирует на панель управления.

Информация, которую собрал датчик температуры газа ГБО, позволяет ЭБУ настраивать экономичный впрыск топлива. Если эти этапы нарушаются, можно не рассчитывать на корректное функционирование газового оборудования. Таким образом, исключается вероятность проникновения холодного газа в прогретый редуктор и соблюдается температурный баланс, нужный для плавного хода машины.

Чтобы датчик температуры газа ГБО 4 поколения выполнял своё важное предназначение, давал возможность ЭБУ максимально точно рассчитать момент впрыска газового горючего, его настраивают индивидуально под определённое оборудование. Необходимо учитывать технические особенности модели автомашины. Если этого не сделать, отправляемые прибором величины не будут соответствовать реальным.

Виды датчиков температуры в системе ГБО

Различают следующие виды датчиков температуры, которые входят в газовую систему:

  1. Датчик температуры редуктора ГБО 4 поколения. Служит для того, чтобы система знала, какая температура в данный момент времени на редукторе-испарителе. Измеряет температуру в рабочем редукторе и передает информацию ЭБУ, помогая системе переходить в нужный момент с бензина на газ. Это очень маленькие приборы весом примерно 0,015 г. Отличаются по посадочной резьбе в зависимости от конструкции редуктора и по сопротивлению (2,2 кОм, 4,7 кОм, 10 кОм). Подбирая данное устройство для редукторов разных брендов (OMVL, Romano, Lovato) нужно смотреть на маркировку, которая указывается на упаковке или пишется на проводах.
  2. Датчик температуры газа, необходимый для осуществления дополнительных коррекций в блоке для впрыска и для сбора информации о температурной величине, при которой газовая смесь проникает в цилиндры. Устройство может монтироваться на тройнике газовой магистрали, которая идёт на форсунки. Значение сопротивления 2,2 кОм, 4,7 кОм либо 10 кОм. Как вариант, эти датчик находится в самом МАП-сенсоре, дополнительно к датчикам давления и разрежения.

МАП, в котором есть температурный датчик, измеряющий параметры газа, подающегося на форсунки, называют комбинированным. Эти приборы присутствуют в ГБО Stag-300.

Датчик температуры редуктора ГБО представляет собой прибор из металла в виде колбы, на которой имеется резьба. Пару выходящих из него проводов подсоединяют к ЭБУ. Прибор устанавливают на редуктор в специально отведённый для этого паз. Подбирают устройства исходя из информации о производителе электроники и модели инжекторной системы. Автоматизированное переключение со штатного топлива на газ происходит после достижения редуктором более 50 градусов Цельсия.

У разных приборов свои технические параметры, которые различаются по сопротивлению. Чтобы не исказились полученные величины, следует правильно подобрать нужный тип.

Возможные неисправности и проверка

Любое, даже самое совершенное оборудование может выйти из строя. Такие его элементы, как датчики, относятся к долговечным приборам и ломаются очень редко.

Причины выхода из строя датчика газа

Сигнал от газового электронного блока управления, управляющий форсунками, корректируется тремя факторами: давлением в форсуночной рейке, температурой газа, тосола в узле охлаждения, от которой зависит работа редуктора. Когда происходит поломка на одном из этих узлов, слаженная работа ГБО нарушается со всеми вытекающими последствиями.

Вероятные причины, почему температурный датчик не работает, могут быть следующими:

  1. Напряжение на приборе есть, но он посылает сигнал на ЭБУ, значит между этими двумя устройствами нет контакта. Причина выявляется с помощью диагностики соединяющих кабелей.
  2. На устройстве нет напряжения. Значит, либо электропитание к нему не поступает, либо он вышел из строя. Недоступность питания проверяется с помощью «прозвона» не только самого температурного датчика, но и датчика давления, электронных кабелей.
  3. Если прибор перегорел или имеются другие причины того, что он не выдаёт температурные значения, настроить его невозможно. Выполняют диагностику всех элементов системы ГБО, которые так или иначе с ним связаны.

Чтобы восстановить работоспособность, устраняют причину неисправности. При неполадках в электрической магистрали устраняют обрывы. Когда вышел из строя сам прибор, его меняют.

Частые ошибки, которые отправляет на электронный узел управления температурный датчик, очень редко связаны с его поломкой. Чаще причина заключается в неправильной настройке. Необходимо задействовать соединительный провод, компьютер и соответствующее программное обеспечение, чтобы выполнить диагностику и настройку. Надо учитывать модификацию ГБО и технические особенности модели автомобиля, где оно установлено. Без специальных знаний сделать это невозможно.

Как определить неисправность датчика температуры редуктора?

Определить, когда датчик температуры газового редуктора вышел из строя, можно по следующим признакам, которые сложно не заметить:

  1. Двигатель внутреннего сгорания не переходит на газовую смесь.
  2. Испаритель не прогрелся до оптимального показателя температуры, а двигатель уже перешёл на газовую смесь.

Как проверить датчик температуры на редукторе ГБО? Нужно выкрутить его из редуктора и измерить сопротивление. При комнатной температуре оно должно выжать 1,6 кОм, при нагреве будет начинает падать. Если при нагреве датчика примерно до 60℃ сопротивление падает до 0,5 кОм и вновь резко идёт до бесконечности, значит, присутствует обрыв цепи. Такое положение дел нельзя оставлять без внимания. Двигатель не будет переключаться на газ. Это ведёт к поломкам МАР-сенсора, инжекторов, редуктора, и даже мотора.

Если прибегнуть к хитрости, и запрограммировать ЭБУ на функцию «теплый старт», машина заведётся сразу на газе. При такой раскладке быстрее изнашиваются инжекторы и редуктор, а на холоде в зимнее время двигатель машины не заведётся вообще.

В настоящее время в продаже имеются несколько моделей газовых контроллеров которые не требуют подключения датчика температуры редуктора. Этим системам, чтобы они перешли со штатного топлива на газовую смесь, нужны такие параметры, как давление и температура газа, количество оборотов ДВС. Данная модификация газобаллонного оборудования имеет свои достоинства и недостатки.

Мастера не видят особых отличий в функционировании ЭБУ ГБО с возможностью подключения температурного датчика или без него. В целом на производительность ГБО это не влияет.

Современное газобаллонное оборудование относится к новым технологиям в области питания горючим транспортных средств. Производители постоянно работают над совершенствованием своих систем. Принцип работы ГБО 4 -й генерации остаётся прежним, но вот его конструктивные элементы могут по-разному настраиваться и монтироваться. В этих тонкостях разберется только мастер. Поэтому монтаж и настройку всех узлов необходимо доверять профессионалам, у которых есть не только инструменты и оборудование, но и необходимый уровень знаний.

Читайте далее:

Принцип работы датчика тяги газового котла, как правильно проверить и заменить

Газовая установка функционирует в автоматическом режиме. Поэтому чтобы работа газового устройства была безопасной, в него встраивают механические контроллеры, фиксирующие отклонения от нормы различные параметров. Одним из таких контроллеров является датчик тяги для газового котла. Как он устроен, какую классификацию имеет и почему срабатывает? Ответы на эти и другие вопросы далее в статье.

Описание и назначение

Данный контроллер – важнейший измерительный прибор в газовой установке. Если датчик перестанет работать, устройство придет в негодность, а это может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до причинения вреда здоровью людей. Когда в установке поддерживается нормальная тяга, то продукты сгорания выходят по вытяжной трубе на улицу, а не скапливаются в помещении.

Следует запомнить, что если тяга в трубе недостаточно сильная, датчик отключает установку, чтобы продукты горения не скапливались внутри помещения и не наносили вред тем, кто в нем находится.

Еще одна причина контролировать тягу – экономическая. Если в котле не будет обеспечен нормальный уровень тяги, горелка может погаснуть и дорогостоящее оборудование будет испорчено. По этим причинам очень важно, чтобы датчик функционировал правильно, а если этого добиться не удается, необходимо его заменить и не использовать установку с неисправным контроллером.

Конструкция и принцип работы

Этот датчик представляет собой высокоточное термочувствительное реле. Термочувствительное реле – механическое устройство, которое переходит из одного устойчивого состояния в другое при достижении определенной температуры. Устойчивые состояния можно обозначить условно как «включено» и «выключено».

Другими словами, термореле в газовой установке работает в качестве предохранителя.

Типы датчиков

Подобные датчики классифицируются по котлам, в которых они установлены, а котлы классифицируются по виду тяги, которая в них обеспечивается.

Котлы бывают:

  • с естественной тягой;
  • с принудительной тягой.

Датчики в них выполняют одну и ту же функцию, работают примерно по одному и тому же принципу, хотя имеют разную конструкцию.

С естественной тягой

В газовых устройствах, в которых тяга обеспечивается естественным образом, камера сгорания имеет открытый тип, а скорость вывода продуктов сгорания регулируется изменением размеров выводной системы.

Контроллер в такой установке – высокочувствительная пластина из биметаллического материала, к которой подсоединен контактный провод. Если тяга поддерживается на нормальном уровне, то пластина остается в первоначальном положении и устройство работает дальше без перебоев.

Если температура повышается и достигает определенного уровня (прописан в технической документации), то металл пластины за счет особой структуры строения начинает плавиться и контакт от него отстает, закрывая газовый клапан. Как только причина неисправности устраняется, газовый клапан возвращается в первоначальное положение.

С принудительной тягой

В установках с принудительной тягой камера сгорания имеет закрытый тип, а выход продуктов горения обеспечивается за счет установленного на выходе трубы вентилятора.

В таких устройствах контроллер имеет более сложную конструкцию. Он является чувствительной мембраной, работающей в паре с термореле. Мембрана контролирует скорость вывода продуктов горения. Если она опускается меньше заданной, то мембрана перестает деформироваться и реле размыкает контакты, отключая подачу газа.

Основные причины срабатывания

Выделяют ряд основных причин, по которым может сработать контроллер независимо от типа камеры сгорания, которая установлена в газовой установке.

Не стоит абсолютно полагаться на работу датчика. Поэтому, если есть возможность, лучше заранее предусмотреть негативные варианты развития событий и устранить причину их возникновения.

Некачественная тяга

Некачественная тяга – основная причина, по которой может сработать контролирующий датчик. Такая проблема может возникнуть из-за неправильной конструкции котла и выводной системы. Например, некачественную тягу может вызвать дымоход с неверно рассчитанными габаритам, если речь идет о котле с естественным выводом продуктов горения, или вентилятор, работающий не на нужной мощности, если дело касается котла с принудительной тягой.

Стоит также проверить целостность выводной системы. Если части трубы плохо соединены между собой, величина силы тяги изменится.

Обратная тяга

Обратная тяговая сила – разновидность некачественной тяги. Она образуется, если в выводной системе появляется так называемая воздушная пробка. При ее наличии газы, которые должны выйти через выводную систему на улицу, возвращаются обратно в газовую установку из-за того, что не могут преодолеть воздушную пробку.

Эта проблема может возникнуть из-за плохой теплоизоляции (герметичности) труб выводной системы. Как только герметичность трубы нарушается, образуется перепад температур, который провоцирует появление воздушной пробки.

Чтобы исправить проблему возникновения обратной тяги, придется заняться ремонтом дымохода.

Изменение тяги может произойти и по причине засорения дымохода. Если его выход плохо огражден от внешних воздействий, то в него может попасть, например, листва. Но даже хорошая защищенность выходного отверстия не гарантирует его чистоту. Птицы могут свить гнездо на теплом месте и тем самым повлиять на тягу. Но даже отсутствие птиц не гарантирует хорошей тяги, потому что выходная система может загрязняться собственной сажей.

Выход из ситуации один – регулярно чистить дымоход не только для устранения проблем, но и для профилактики их возникновения.

Сильный ветер

Если выводная труба расположена таким образом, что в нее может дуть ветер, то стоить подготовиться к тому, что это повлияет на работу котла. Порыв ветра, попавший в трубу, может преодолеть сопротивление выходящих навстречу продуктов горения и задуть горелку.

Если контроллер в такой ситуации не сработает, то топливо так и будет неконтролируемо подаваться в котел, но сгорать в нем не будет. Чтобы не допустить такого развития ситуации, нужно купить стабилизатор и установить его на месте выходного патрубка.

Признаки необходимости замены

Датчик – составная часть газовой системы. Он, несмотря на свою высокую надежность, спустя длительное время использования может прийти в негодность. Его рано или поздно нужно будет заменить. Что будет, если этого не сделать, описано выше.

На необходимость замены контроллера могут указывать следующие признаки:

  1. Установка постоянно отключается при отсутствии неисправности выводной системы.
  2. Генератор теплоты работает с периодичностью 20-30 минут, после чего деактивируется, а повторно включается только после полного остывания.

Если один из этих признаков проявляется, следует либо вызвать ремонтную службу, либо проверить датчик на исправность самостоятельно.

Работу датчика газового котла в отопительной системе можно проверить одним из далее описанных способов:

  • необходимо установить зеркало рядом с местом крепления датчика. А если котел находится в активном состоянии, а поверхность стекла запотевает, значит, датчик неисправен;
  • если закрыть заслонку выводной системы наполовину, то котел в рабочем режиме должен моментально отключиться, так как тяговая сила будет недостаточная. В случае, если этого не произошло, датчик работает некорректно и нуждается в замене.

Есть еще один, менее точный, но все же довольно эффективный способ проверки исправности датчика. Необходимо перевести котел в режим горячего водоснабжения и открыть воду на полную мощность. Если в этом случае теплогенератор отключится, то с большой долей вероятности датчик не работает. Точность метода проверки составляет 95%.

Котел может отключаться, даже если контроллер работает исправно. Дело может быть в сбое работы других устройств внутри котла.

Для решения любой возникшей проблемы нужно обязательно обратиться к специалистам газовой службы и ни в коем случае не пытаться исправить поломку самостоятельно.

Правила эксплуатации

Безопасность использования газового котла зависит не только от исправности датчика или других его составляющих частей, но и от соблюдения правил эксплуатации данной установки.

Необходимо строго соблюдать следующие требования эксплуатации:

  • Запрещено устанавливать и демонтировать газовый котел самостоятельно.
  • Нельзя нарушать герметичность корпуса, вскрывать его и выполнять самостоятельный ремонт технического устройства.
  • Рядом с котлом нельзя хранить материалы и жидкости, которые могут легко воспламениться.
  • Нельзя подпускать детей в газовой установке.
  • Если нарушается герметичность котла или газовой трубы, необходимо срочно перекрыть поступление газа с помощью вентиля.

Датчик так же стоит эксплуатировать аккуратно:

  • Не следует демонтировать его из газовой установки.
  • Нельзя его самостоятельно ремонтировать или заменять.
  • В случае его неисправности газовый котел использовать запрещено. Нарушение этого правила может повлечь за собой опасные последствия.

Стоит четко уяснить: в случае возникновения неисправности в котле нужно перекрыть поступление газа и вызвать специальную ремонтную бригаду.

Конечно, газ позволяет быстро разогревать еду или отапливать помещение, но нельзя забывать, что его использование – большая ответственность. Ответственность за жизни, здоровье и имущество людей.

Газовые колонки функционируют на основе природного и сжиженного газа. Производители устройств для отопления помещений оснащают котлы системой безопасности. Возникновение поломки либо угроза аварийной ситуации провоцируют срабатывание защиты, после чего включается блокировка работы агрегата. Датчик тяги напольного газового котла (либо навесного) может быть расположен в различных частях оборудования. Прежде чем включать агрегат важно убедиться в его исправности и узнать принцип работы датчика тяги газового котла.

Пневмореле с мембраной (датчик тяги) предотвращает возникновение аварийной ситуации

Датчиком называют биметаллическое реле, наделенное способностью запуска и отключения горелки котла. Во внутренней части элемента можно обнаружить полоску, изготовленную из металла, реагирующую на перепады температурного режима. Производитель настраивает ее на показатель 75-900 °C (в случаях, когда используется природное топливо) или на 75-1500 °C (для сжиженного газа). В ситуациях, когда наблюдается ухудшение тяги в дымоходе, степень концентрации дымового газа возрастает, на фоне чего повышается температурный показатель. Основная функция пневмореле газового котла состоит в контролировании и передаче сигналов об изменении показателя температуры в блок управления. После того как сигнал достиг блока, он попадает в область газового клапана. Подача сжиженного либо природного газа перекрывается. Срабатывание сенсора возможно и в случаях нарушения тяги в дымоходе, выводящей продукты сгорания на улицу.

Датчик тяги газового котла АОГВ не дает возможности проникнуть ядовитым парам в дом.

В котлах с закрытыми камерами сгорания отвод продуктов выполняется по коаксиальному каналу с использованием вентилятора. Пневмореле с наличием мембраны выполняет функцию датчика, реагирующего не на смену температурного режима, а на изменение скорости потока.

В момент нахождения скорости в пределах нормы мембрана выглядит изогнутой. Контакты замкнутые. Как только показатель скорости потока ослабевает, контакты начинают размыкаться. Мембрана постепенно выпрямляется. Клапан подачи газа перекрывается.

Где в газовых котлах ставится датчик тяги

Конструкция пневмореле может различаться, в зависимости от типа камеры сгорания, которую установил на котел производитель.

Камеры, поступающие в продажу, могут быть двух типов:

  • открытого сгорания;
  • закрытого сгорания.

Каждый производитель обязан устанавливать пневмореле с мембраной в газовые приборы с открытым типом камеры сгорания. Как правило, место для установки датчика расположено в зоне дымоуловителя.

Важно! Как только заложенный в норму показатель температуры внутри котла повышается, подача топлива в колонку прекращается. Функции пневмореле в этом случае схожи с работой датчика перегрева.

Замену пневмореле лучше доверить специалисту

Бывают случаи, когда требуется замена датчика тяги напольного газового котла (либо навесного). Процесс установки пневмореле с мембраной прост. Достаточно зафиксировать регулятор в выбранном месте и присоединить его к газовой колонке. Для правильного фиксирования температурного режима важно располагать регулирующий элемент, придерживаясь рекомендаций специалистов:

  • показатель минимальной высоты от поверхности пола достигает 150 см;
  • максимальная высота от пола равна 170 см.

Любые отопительные приборы, бытовая, климатическая техника, искажающие температурный показатель внутри газового прибора, должны находиться на расстоянии 100 см. Важно предотвращать возникновение сквозняков. Установка котла в холодном помещении недопустима.

Стоит учитывать, что нельзя допускать слишком плотной фиксации датчика к корпусной части оборудования. Установку производят на паронитовые прокладки, что способствует уменьшению нагрева датчика через контакт с корпусом колонки и позволяет добиться зазора между отверстием в области газохода и плоскости датчика.

Важно убедиться в том, что контакты термореле крепко зафиксированы на корпусе. Недопустимо наличие на устройстве следов окисления.

Пошаговый процесс установки:

  1. После того, как прибор был зафиксирован в выбранном месте, следует приступить к прокладыванию провода до источника тепла, используя скрытый или открытый методы. Одну часть конца кабеля подсоединяют к контактам, на которых отображена маркировка СОМ и NO термостата. В беспроводных модификациях можно найти клеммы в области релейного блока.
  2. Переднюю панель газового оборудования необходимо снять, так как она закрывает доступ к плате управления и разъемам. Перемычку, расположенную между клеммами, извлекают.
  3. К освобожденным клеммам подсоединяют провода, которые идут от контактов регулятора. Соблюдение полярности необязательно.

Как проверить датчик тяги на газовой колонке

В некоторых случаях при нормальной работе системы дымоудаления колонка может отключаться. Причиной подобного явления становится неисправность пневмореле с мембраной. В этой ситуации стоит заняться проверкой датчика тяги, пошаговый процесс которой описан ниже:

  1. В зоне размещения сенсора устанавливают на 10-20 минут зеркало.
  2. Спустя указанный промежуток времени необходимо проверить, запотевает ли оно в процессе работы.
  3. Если зеркало не запотело, можно не переживать, приспособление работает. Запотевание зеркала свидетельствует о поломке. Важно как можно скорее выявить причину неисправности и предпринять меры для ее устранения.

Для использования второго способа проверки пневмореле следует частично прикрыть дымоход заслонкой. В случаях, когда приспособление работает полноценно, котел отключается.

Также можно проверить датчик тяги газового котла мультиметром. После подключения щупов измерительного прибора нужно дождаться показаний. В случаях нормальной коммутации стрелка мультиметра отобразит минимальный уровень сопротивления. При отсутствии реакции прибора можно говорить о нарушении канала коммутации.

Причиной срабатывания пневмореле с мембраной может стать возникновение засора в дымоходе

Частое срабатывание датчика тяги вызывает негодование. Владельцы недвижимости начинают искать способы отключения регулятора, однако подобные действия недопустимы, так как:

  • систематическое срабатывание датчика свидетельствует о плохой тяге дымохода, на фоне чего топливо не сможет успевать выгорать и начнет скапливаться в доме;
  • есть риск, что ситуация спровоцирована индикатором обратной тяги, возникшей на фоне образования воздушной пробки (в этом случае отработанный газ, дойдя до пробки, возвращается обратно).

Образование обратной тяги возникает из-за недостатка естественного разрежения в области дымохода газовой колонки. Возникает подобная проблема в котлах с открытой камерой сгорания. Нарушение движения потока воздуха не дает возможности угарному газу уходить, поэтому он проникает в жилое помещение и становится причиной отравления.

При необходимости отключить датчик все же можно. Например, если он перестал работать, и требуется провести замену. Для этого будет достаточно удалить из схемы провода связи с прерывателем термопары и клапаном электромагнитного типа. Однако, отключая датчик, важно понимать, что это является нарушением техники безопасности. В случаях возникновения аварийной ситуации агрегат не отключится, а продолжит работу. Не стоит рисковать, лучше пригласить специалиста, который поможет устранить причину, которая провоцирует срабатывание датчика.

Причины срабатывания датчика тяги газового котла

Существует множество причин, которые могут спровоцировать срабатывание устройства. Среди основных причин, приводящих к отключению колонки, стоит выделить:

  1. Тягу плохого качества. Нередко проблема возникает на фоне неправильного монтажа вытяжной конструкции. Плохое вытягивание продуктов сгорания может стать причиной отравления людей, проживающих в жилом помещении.
  2. Обратную тягу, возникающую вследствие образования в области дымохода воздушной пробки, которая не дает возможности продуктам распада выходить наружу. Достаточно часто к образованию воздушных пробок приводит резкий перепад температурного режима.
  3. Засор в области дымохода. Лишенные опыта домовладельцы считают, что труба не забивается. Но это не совсем так. Птицы, находящиеся в поисках места для того, чтобы свить гнездо, нередко выбирают дымоход. Когда пернатая вьет гнездо, она может упасть в трубу, застрять там и погибнуть. Помимо птиц, причиной засора может стать листва и отложения сажи на внутренних стенках дымохода. При его возникновении интенсивность тяги снижается. Единственное решение проблемы – проведение прочистки.
  4. Сильные порывы ветра. При неправильном расположении трубы ветер попадает в нее и задувает горелку. Срабатывание датчика становится причиной перекрывания подачи топлива.
  5. Неправильно выполненный монтаж оборудования. Неверно произведенный расчет габаритов дымохода нередко провоцирует затухание горелки. Показатель высоты дымохода рекомендуется измерять в зависимости от того, насколько отдалены трубы от конька кровли. Оголовок должен быть выше конька на 60-70 см.

Прежде чем приступить к замене датчика тяги, важно ознакомиться с устройством газовой колонки

Принцип работы датчика тяги газового котла заключается в передаче сигнала о превышении показателей нормы температуры клапану, который своевременно перекроет подачу газа. В случаях, когда возникает желание заняться самостоятельной заменой либо ремонтом датчика тяги, важно первым делом изучить систему газового оборудования. При возникновении проблем с горелкой, не стоит поддаваться желанию отключить пневмореле с мембраной. Это станет серьезным нарушением техники безопасности. Лучше всего обратиться за помощью к специалистам, которые помогут выявить и устранить причину проблемы.

Чтобы лучше понять, как работает колонка и почему она отключается, нужно изучить принцип работы ее составляющих. Одной из главных деталей подобного устройства является датчик тяги.

Датчик тяги или термореле определяет силу тяги в газовом котле. Именно он подает сигнал о том, что тяга колонки перешла допустимые границы.

Нормальная тяга в газовом котле обеспечивает выход продуктов горения не в комнату, а на улицу. При нарушении этого процесса продукты горения начинают скапливаться в квартире, что оказывает негативное влияние на ваше здоровье.

Помимо функции обеспечения вывода наружу продуктов горения, тяга отвечает еще и за нормальное сжигание газа. Если газ в колонке не будет гореть, то дорогостоящее устройство может сломаться.

Недостаточная тяга может стать причиной затухания колонки, поэтому если у вас возникла такая проблема, прежде всего, проверьте именно тягу в котле. Именно этот показатель является самой частой причиной неправильной работы колонки.

Именно датчик тяги помогает вовремя выбрать неправильную работу котла и устранить ее причины. Без этого элемента безопасность функционирования такого устройства не будет полноценной.

Виды датчика тяги газового котла

Существует две разновидности газовых котлов. Первая это котлы с естественной тягой, а вторая это оборудование с принудительной тягой. Каждый из видов нуждается в своём виде приборов.

Открытая камера сгорания в совокупности с правильно подобранными дымоходами гарантирует нормальную естественную тягу. Датчики для этих котлов содержат биметаллическую пластину, присоединённую к электрическому контакту. Принцип срабатывания достаточно простой.

Если тяга хорошая, то температура внутри котла находится в норме и пластина замыкает контакт, а если снижается, то температура в котле начинает расти, что приводит к расширению металлической пластины и в какой-то момент она деформируется, размыкая контакт и закрывая газовый клапан. При устранении проблемы пластина возвращается в исходное положение и продолжается поступление газа в горелку.

Закрытая камера сгорания при помощи дутьевых устройств определяет оборудование с принудительной тягой, которое содержит датчик, так называемое пневматическое реле. Прибор контролирует работу вентилятора и скорость отхода газов сгорания. Конструктивно устройство состоит из мембраны, прогибающейся при нормальной тяге под давлением дымовых газов. Как только давление газов становится ниже нормального, мембрана уменьшает прогиб и происходит размыкание контактов с закрытием клапана газа.

Датчики гарантируют нормальную работу отопительного прибора. Устройство является принципиальным элементом защиты котлов, потому что при малой тяге возможен процесс обратного втягивания дымовых газов и продукты горения покидают котёл не в сторону улицы, а идут в помещение.

Конструкция и принцип действия датчика

Учитывая разнообразие исполнения газовых котлов, следует отметить, что датчики контроля тяги встречаются также разной конструкции. Если рассматривать их конструкцию исключительно обобщённо, речь пойдёт о достаточно простом механизме приборов.

Основой практически любого сенсора контроля тяги газового котла выступает биметаллический элемент, меняющий форму при изменениях температурного фона. Фактически это простая биметаллическая пластина, которая изгибается при нагреве или охлаждении.

Изменением формы пластины управляется контактная группа, переводящая состояние контактов на «включено» или «выключено». Коммутационный сигнал контактной группы передаётся на контроллер газового котла или на более простой механизм управления подачей газа.

Тип датчика, контролирующего тягу в дымовом канале, зависит от используемого котла.

Так, существуют и применяются на практике два типа газовых котлов:

  1. Конструкции, оснащённые простым дымоходом (с естественной тягой).
  2. Конструкции, оснащённые дымоходом с турбиной (с принудительной тягой).

Эти конструкции отличаются одна от другой и датчики тяги, используемые для них, также разнятся.

Устройства для котлов с естественной тягой

В котлах с естественной тягой применяется так называемый колпак дымовых газов, в тело которого встраивается простой миниатюрный термостат, как показано на картинке ниже.

Термостат простой конструкции в миниатюрном исполнении обычно наделяется соответствующей температурной меткой непосредственно на корпусе (на металлической обечайке). Эта метка (например, 75º) указывает температурную границу срабатывания контактной группы сенсора.

Термостатический прибор подобного исполнения устанавливается, как правило, в составе конструкций навесных газовых котлов, где используется колпак дымовых газов, встроенный в линию дымохода

Действует такое устройство просто. Если дымовые газы, проходящие через колпак с установленным датчиком, нагреют прибор выше установленного температурного параметра (что говорит о нарушении нормы режима тяги), контакты разомкнут цепь.

Соответственно, по причине разомкнутой цепи выключится из работы (заблокируется) система подачи газа на котёл. Повторно оборудование запустится только после остывания сенсора и восстановления разомкнутого контакта.

Конструкции датчиков турбинных котлов

Котлы, оснащённые дымоходом с турбиной, имеют несколько иной датчик определения тяги газового котла с принципом работы, отличающимся функционально. Прежде всего, отличие заключается в том, что сенсор фактически управляет вентилятором турбины котла. Иными словами, осуществляется контроль оптимальной тяги дымовых газов вентилятором.

Именно поэтому устройство датчиков тяги турбинных газовых котлов выполнено не под контроль температуры, а под контроль объёма проходящих угарных газов.

Такие датчики работают по факту наличия оптимального разрежения внутри камеры сгорания, имеют контактную группу из трёх элементов:

  • контакт COM;
  • нормально открытый (NO);
  • нормально закрытый (NC).

Конструктивно приборы выполняются разными по форме, но их принцип действия остаётся неизменным. По факту образования рабочих условий внутри камеры газового котла (оптимальное разрежение) подводимым давлением воздуха замыкается контактная группа, отправляя сигнал на подачу газа.

Несколько другой тип сенсорных элементов, предназначенных контролировать тягу в котле – конструкции, принцип действия которых основан на разнице давлений исходящего потока

Три способа проверки работоспособности термореле

Иногда теплоснабжение отключается слишком часто без внешних причин, и тогда стоит убедиться, что устройство исправно. Сделать это можно несколькими методами:

  • На уровне термореле прикрепляется зеркало, и система запускается. В процессе работы оборудования оно не должно запотеть.
  • Можно не полностью перекрыть дымоход: если всё работает как нужно, то система должна немедленно автоматически отключиться.
  • Если при включённом режиме горячего водоснабжения без отопления и открытом кране отключился контроллер – проблема заключается в термореле.

В определённых случаях датчик может периодически отключаться сам, и подобную неисправность нужно устранять как можно скорее: в аварийной ситуации система безопасности не будет правильно работать, и отходы могут проникнуть в дом. Во избежание чрезвычайных ситуаций необходимо проводить регулярную проверку исправной работы оборудования, а его установку должны производить только профессионалы: датчик, установленный не на том уровне или без учёта специфики конструкции, не сможет вовремя предупредить об опасности.

Датчик тяги для газового котла

Датчик тяги газового котла предназначен для обеспечения безопасности. Данное устройство представляет собой автоматический прибор, защищающий от избыточного скопления вредного газа в помещении и отвечающий за безаварийную работу.

Как работает

Основная задача прибора это мгновенный сигнал клапану газа, перекрывающему подачу топлива к горелке. Если происходит нарушение нормального потока дымовых газов из котла наружу, то датчик срабатывает. При отсутствии такого устройства или его несрабатывании произойдёт проникновение углекислого и угарного газов в жилое помещение, что чревато нанесением серьёзного ущерба здоровью человека.

Принцип работы датчика тяги газового котла заключается в изменении положения металлической пластинки в зависимости от температуры. Прибор настраивается на необходимую температуру в соответствии с применяемым топливом. При использовании природного газа диапазон температур будет составлять от 75 до 950 °С, при сжиженном — от 75 до 1500 °С.

В случае ухудшения тяги происходит нагрев отходящих газов, что фиксируется устройством и происходит перекрытие газоподачи. В котлах с открытой камерой горения устройство фиксирует скорость и температуру потока, а в котлах с принудительной – контролирует давление воздуха из турбины.

Проверка работоспособности

Если наблюдаются проблемы в работе котла, то может потребоваться замена датчика. К примеру, если происходит регулярное выключение горелки, но проблемы в системе отвода газов горения не наблюдаются. Также нужно проверить работу устройства когда происходит его периодическое отключение через 20-30 минут.

Чтобы проверить исправность датчика котла нужно рассмотреть 3 способа:

  1. Возле устройства прикрепить обычное зеркало. Если датчик работает штатно, то поверхность зеркала не должна покрываться конденсатом.
  2. Простой способ проверки путём неполного перекрытия дымохода. Работающий датчик оперативно подаст сигнал, и оборудование отключится.
  3. Если в качестве отопительного оборудования используется двухконтурный котёл, то для проверки прибора можно перевести его в режим ГВС, без теплоснабжения. Затем открыть кран на мощную струю воды. Здесь ситуация обратная – отключение датчика будет признаком его проблемной работы.

Существует множество производителей датчиков тяги. Среди них такие лидеры рынка, как Junkers, KAPE, Sitgroup, Евросит. Некоторые производители котлов (Baxi, Данко) производят приборы для своего отопительного оборудования. Необходимо правильно подбирать датчики для того оборудования, которое используется (газовые колонки, настенные или напольные котлы).
Важно периодически проверять исправность датчика тяги котла.

Установка датчика тяги

Установка устройства выполняется индивидуально, в зависимости от применяемого оборудования, выбора удобного места расположения. Сперва важно приобрести подходящий для данного вида котлов прибор. Подробная информация о правильной установке может быть приведена в технической документации отопительного оборудования.

Монтаж прибора необходимо доверить специалисту, так как неправильно установленный датчик будет работать со сбоями и, как следствие, представлять угрозу здоровью людей при отравлении газами.Специалист также поможет правильного настроить прибор.

Что делать, если тяги нет

Бывает несколько причин срабатывания защитных устройств газового котельного оборудования: неверно установленная система удаления отработанных газов или же сбои датчика.
Итак, почему нет тяги в дымоходе? Чтобы избежать сбойной или неправильной работы устройства и обеспечить нормальную вытягивание из котла на улицу нужно выполнить правильный монтаж системы дымоудаления, руководствуясь важными критериями:

  • рассчитать высоту дымовой трубы нужно в зависимости от дистанции от конька крыши до трубы;
  • располагать дымоход желательно по центру кровли, чтобы верхняя точка трубы возвышалась над коньком более, чем на 0,5 метра;
  • установить стабилизатор тяги котла в непосредственной близости с выходным патрубком, чтобы избежать задувания пламени при сильном ветре.

Если тяга недостаточная, то это приведёт к росту температуры газов в котле и перекрытию клапана газа. При регулярном обслуживании котла обязательно проверяется система удаления газов: состояние труб, герметичность, чистка, работа турбины котла.

Как проверить тягу в дымоходе газового котла? Можно воспользоваться анемометром – прибором, измеряющим скорость движения газов, приложить лист тонкой бумаги или при помощи дыма от сигареты. Нужно также визуально обследовать дымоход на наличие механических засоров.
Если возникнет необходимость увеличить порог температуры для срабатывания датчика тяги, то специалист может отрегулировать необходимый зазор в приборе. Устройство нужно периодически чистить от сажи, образованной при сжигании топлива, или некорректному режиму поступления газа и воздуха на горелку.

При постоянном отключении у многих может появиться мысль о полном его демонтаже, закоротив клеммы вместо датчика. Но делать это проивопоказано ни при каких условиях. Если прибор отключается, то этого говорит в первую очередь о неудовлетворительных тяговых показателях.

Нестабильное движение уходящих газов в котле приводит к разворотам тяги, что приводит к попаданию вредных газов в помещение и начинает чувствоваться запах гари. Отключение может спровоцировать и обратная тяга: появляется воздушная пробка в дымоходной трубе, и газы идут обратно.

Это отчасти происходит и из-за плохой теплоизоляции трубы. Безусловно, использование датчика предусматривает его отключение, но нужно понимать опасность этого и отсутствие защиты при аварии. Поэтому отопительное оборудование нельзя использовать без таких датчиков.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх