Радиатор газовой колонки

Как запаять газовую колонку: медный, латунный теплообменник (радиатор)

Основной деталью проточного нагревателя является теплообменник, который со временем может дать течь. У вас есть выбор: выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в мастерскую. Мы расскажем, как запаять газовую колонку своими руками.

Причины течи

Частой причиной течи является латунный или медный радиатор. Поскольку производители изготавливают некоторые элементы не из чистой меди, а с добавлением примесей, эти места быстрее окисляются. В итоге теплообменник поддается коррозии или прогорает.

Дополнительной причиной поломки является способ обеззараживания воды в регионе. Чаще всего для этих целей применяют двуокись хлора. При нагреве в трубках радиатора хлор вступает в реакцию с медью, что способствует разрушению и образованию свищей. Доказано, что в местах с обеззараживанием методом озонирования таких проблем с газовыми колонками не возникает.

Подготовка к пайке

Подготовьте инструменты, которые понадобятся в работе:

  • Паяльник (не менее 100 Вт).
  • Щетка по металлу либо мелкая наждачная бумага.
  • Припой. Рекомендуется брать сплав олова и свинца.
  • Флюс. Можно брать канифоль или мелкую крошку таблетки аспирина. Последнюю нужно посыпать на разогретое место так, чтобы она расплылась.

Теперь нужно подготовить колонку. Чтобы определить место протечки, не спешите перекрывать воду. Поступите так:

  • Снимите кожух с прибора (может понадобиться открутить болты).
  • Включите подачу воды и осмотрите теплообменник на предмет протечки.
  • Если нужно сварить медную трубку на изгибе в доступном месте, вам не придется снимать колонку.
  • Если же свищ находится в труднодоступном месте, нужно демонтировать корпус и разобрать.
  • Перекройте подачу газа.
  • Слейте воду. Для этого откройте горячий поток и снимите гайку с холодной трубы.
  • В последних моделях снизу есть заглушка. Подставьте емкость и откройте заглушку. Вода сольется самостоятельно.

Важно! Перед началом ремонта радиатор нужно полностью просушить компрессором или пылесосом. Иначе влага не даст заварить свищ.

Теперь с помощью наждачки или щетки зачистите поврежденное место. Часто в таких местах видно пятно зеленого цвета. Не прикладывайте слишком много усилий, чтобы не повредить трубку еще больше. В конце протрите зачищенную часть обезжиривающим средством.

Способы сварки

Мы уже написали, чем можно спаять теплообменник. Но способов сварки может быть несколько.

Паяльник

Метод предусматривает наличие мощного инструмента (не менее 100-110 Вт). Также подготовьте припой и флюс. Поврежденное место присыпьте флюсом, уложите сверху припой с помощью паяльника. Следите, чтобы он равномерно растекался и закрывал отверстие. Продолжайте наращивание, пока слой не достигнет 2-3 мм.

После такого ремонта свищ себя не проявит.

Газовая горелка

Данный метод подойдет для толстостенного радиатора, который обладает высокой теплопроводностью. Подключите горелку к газовому баллону, настраивайте несильное пламя, чтобы не повредить стенки теплообменника.

Поврежденное место нужно хорошо прогреть, чтобы удалить остатки воды. Проводится спайка припоем, после чего остатки флюса тщательно удаляются. В нем содержится кислота, которая может способствовать разрушению трубки.

На видео подробно показано, как правильно паять:

Холодная сварка

Для этих целей нужно покупать качественную сварку. Поскольку материал будет контактировать с водой, он должен обладать влагостойкими свойствами.

  • Наденьте перчатки.
  • Разминайте сварку до тех пор, пока она не станет мягкой и пластичной.
  • Наложите материал на место протечки. Подождите, пока застынет.

В качестве материала напайки используйте часть медной трубы.

По окончании работ проверьте все части конструкции. Везде, где виднеются зеленые пятна, скоро появятся свищи. Поэтому лучше сразу зачистить и выполнить пайку микроотверстия, чтобы не повторять разборку.

После подключения не надевайте сразу кожух. Проверьте качество выполненной работы давлением из водопровода.

Как было замечено пользователями, которые самостоятельно проводили подобный ремонт, некоторые колонки оснащаются уже запаянными теплообменниками на заводе. Неисправные детали ремонтируют, свищи спаивают и снова устанавливают в колонки на продажу. Поэтому будьте внимательны при покупке техники.

Когда вы покупаете отдельно радиатор на замену, осмотрите его на предмет пайки. Если такое место обнаружено, откажитесь от приобретения. В случае замены по гарантии держите под контролем качество деталей. Они должны быть новыми, а не б/у.

Чтобы избежать частых ремонтов, останавливайте выбор на качественной технике от производителя «Оазис», «Нева», «Электролюкс». А вот в приборах «Вектор» устанавливаются радиаторы из очень тонкого материала.

Москвич Святогор Raptor 2.0i F3R ›
Бортжурнал ›
Пайка радиатора в домашних условиях своими руками и общая переборка печки

Сразу оговорюсь, речь пойдет о медном радиаторе. Речь о покупке нового не шла, так как сейчас уже продают только алюминиевые, а мне хотелось остаться с медным. Но все по порядку.

Итак, приветствую. Давно хотел залезть перебрать печку. Основная причина — некорректно работали заслонки. На лето печку приходилось перекрывать краником. Да и зимой, не во всех положениях шел действительно горячий воздух. Были так же подозрения и на радиатор — слегка отпотевало стекло изнутри.

Снимаем печку. Четыре шпильки из салона. Два барашка из под капота. А так же, отсоединяем тяги от рычажков к печке. Крепеж оболочки тяги (металлическая скоба) вытаскиваем вбок от/из корпуса печки. Отсоединяем проводку от термодатчика и моторчика, отсоединяем и глушим патрубки. Все. Можно извлекать.

Виды открываются завораживающие… Москвич, не иначе, проектировали танкисты… Люк у пола просто огромен. Под печкой на водостоке обнаружил кучу ржи. Долго и муторно вычищал дремелем с насадками, болгаркой и дрелью с корщетками. В итоге проковырял две дырки в салон…

Заварил, счистил излишки (насколько получилось). Несколько раз тщательно обработал цинкарем. Вымыл все с растворителем и обезжирил. Покрыл протравливающим грунтом…

С другой стороны все так же, но без дырок в салон. После высыхания грунта закрыл все герметиком. Делал на улице около дома друзей (своей розетки нет), поэтому специально прикупил другой вид герметика. Тоже полиуретановый, но позволяет красить «по мокрому». U-seal 501, цена около 250 рублей.

Дождался минут 15, пока немного схватится, и нанес эпоксидный грунт.

Неделю — две ездил без печки, холодно однако. А еще и мороз ударил. Мои впечатления можно описать фотографией моей жены, сделанной прошлой зимой.

Через неделю обработал место ремонта антикором на восковой основе, Ranal ML Insidecoating. Далее занялся самой печкой. Снимем защелки, раскручиваем болты, стягивающие корпус. Не забудьте найти один из них в щели в самом низу, между воздуховодов. Так же откручиваем гайки с двух сторон верней заслонки и снимаем (откручиваем) металлический рычаг управления.

Все, дальше располовинимаем. Лучше снимать вверх часть, противоположную патрубкам радиатора. В этом случае заслонки останутся на своих местах и будет легко понять что как потом должно быть.

Некоторое время печка аккуратно пиналась обходилась в коридоре.

Извлекаем радиатор. По синему мокрому поролону в одном из мест, стало понятно, что, вероятно, он потек. Может когда вытаскивал пролил, но это вряд ли. Отдираем все и идем в ванную мыть. Все что получается вымываем, после чего заливаем внутрь насыщенный раствор каустической соды (сильная щелочь). Отъест все что угодно. Оставляем на ночь — две. Потом я и весь радиатор (почти, влезла в тазик только половина) в нее погрузил. Работаем в перчатках (важно!). Готово. Промыли снова все водой, высушили. Далее аккуратно заливаем водой радиатор так, чтобы мимо на него не пролилось. И смотрим где появятся следы воды. Явно тогда я увидел течь только в одном месте… Вылил всю воду и оставил его лежать на боку на столе на пару дней (работа). Через два дня в том месте я увидел такую картину:

Там где течь была заметной, все покрылось солями, как мехом. Так же, где герметичность была просто слегка нарушена, поверхность покрылась хорошо заметным белым налетом. Как, например, на этом месте крепления ячейки.

На фото контраст не сильный с другими местами пайки, в реальности же, видно все очень хорошо.

Итак, нам потребуются:

1) Паяльник. Не сильно мощный, но нормальный. У меня 25Вт, в принципе, хватало, но лучше даже побольше.
2) Припой мягкий. ПОС-61 или ПОС-63. Может потребоваться не мало, но стандартного мотка обычно хватает.
3) Флюс ЛТИ-120. Рекомендую именно его, ни в коем случае не кислоту для пайки. Почему? Потому что последнюю очень сложно убрать из швов, и со временем она начинает заново его разъедать. А оно вам надо?
4) Фен строительный. Фирма без разницы, они все греют около 600 С. Взятый у жены не подойдет.
5) Пинцет. Удобно расправлять соты. Придерживать припой. Да и вообще.
6) «Шкурка» на тканевой основе. Абразивный лист то есть. На бумаге тоже подойдет, но не так удобно. Будет рваться часто. У себя нашел с зернистостью 180, подошла вполне.
7) Сопутствующий инструмент. Узкогубцы (на фото нет, забыл в машине), керн с молотком. Ими удобно снимать / ставить боковые планки радиатора.
8) Деревянная доска, рабочие ХБ перчатки. При пайке радиатор будет сильно греться. Его надо будет куда то ставить и как то держать.

Чтож, начнем. Шкуркой зачищаем место пайки. Изнутри тоже, подлазием пинцетом, намотав на него шкурку. Смачиваем поверхность флюсом (тот что был на фото идет с кисточкой, самое то — не переборщишь) и нагретым паяльником начинаем наносить припой в обильном количестве.

Главное — чтобы держался. То, что на этом этапе он нормально не пропаялся — ничего страшного.
Переворачиваем, и с другой стороны ячейки добиваемся того же самого.

Соты, чтобы не мешались, отгибаем в сторону. Потом выправим. Если припой где то совсем не хочет держаться — оставляем пока как есть и переходим к следующему этапу. Берем фен и нагреваем место пайки. По изменению цвета припоя (начинает блестеть) контролируем момент когда он начинает растекаться. Немного не доходя до этого можно еще раз смочить его флюсом. В итоге должно получиться примерно так.

Тщательно осматриваем место пайки, и, если есть подозрения, повторяем последние два пункта. Добиваемся поверхности без пор. Много припоя — не мало. Лишнее, кстати, может капать при нагреве. Будьте осторожны.

Вот и все, запаяв все неблагоприятные места, можно ставить. Остатки канифоли (из флюса) можно счистить ножом, а после спиртом. Или еще чем ни будь, средств масса, найдете. А можно и не счищать. Вреда от нее никакого, по сути, это смола сосны. Радиатор после пайки снова промываем, от нагрева еще грязь внутри отвалиться могла.

Теперь вернемся к печке. От высокой температуры, со временем, заслонки может сильно повести. Как правило, винтом.

Нагреваем феном и выправляем. Нагревать и править надо областями по 5-10 см, не больше. Всю сразу не пытайтесь, только заслонку искорежит. А так, по частям, прикладывая к линейке как образцу, можно легко и быстро выправить всю заслонку.

Почти готово

Выправив все три заслонки, переходим к корпусу. Плоскость прилегания верхней заслонки, а так же прорезь крепления двигателя, сильно пострадали.

Выправляем и ее. После этого заслонка начнет нормально закрываться, по ней же и контролируем плоскость.

Как закончили, (корпус и заслонки до этого тщательно отмыли), обновляем все уплотнители. Был поролон, который стал сыпаться со временем. Заменяем его на битопласт. По структуре то же самое что и паролон, но выполнен он из современных материалов и не подвержен гниению и саморазрушению. Лучше всего 5мм, у меня оказался только 10мм, сделал все им. Закрывать корпус печки было нелегко))

Прод боковые панели радиатора тоже положил его же при сборке, чтобы не вибрировали. Чтож, собираем печку, аккуратно ставя все заслонки на свои места. Нижняя заслонка крепиться проволочной тягой к средней, средняя пружинкой связана с корпусом. С уплотнителем на ней пришлось попотеть, чтобы и двигалась во всех направлениях, и прилегала плотно. Аккуратно ножницами постепенно срезал все лишнее.

Собрали? Молодцы! В месте где крепится моторчик, как правило, остается щель. Сказываются деформации самого корпуса и усадка (я так понимаю) пластика. Закрываем ее алюминиевым скотчем.

Ставим на место моторчик с крышкой, и в обратном порядке монтируем на машину.

Ну и радуемся, радуемся, радуемся… =) Переключения заслонок — кайф. Четкое, ка щелчок затвора автомата.

До новых встреч!

P.S. Актуальность записи оцениваем кнопочкой.

Upd:Часть 2: Опрессовка радиатора в домашних условиях своими руками

Теплообменники для газовой колонки обслуживание и устранение неисправностей

Инструкция как запаять газовую колонку

Начните пайку газовой колонки с подготовительных работ. Приобретите припой исключительно марки ПОС-61, так как с другими припоями сложнее выполнить пайку медных трубок. Они менее текучие, в большей степени тугоплавкие, да и структура их хуже. Отлично подойдет проволочный припой, иногда он бывает с канифольным наполнением.

Еще вам понадобится флюс, только выбирайте тот, на котором стоит надпись «Не требует отмывки», «Не содержит кислоты» или «Коррозионно пассивен». Это избавит вас от проблем с ремонтом газовых колонок. Приготовьте паяльник мощностью 100 Вт, очистите его жало от сгоревшего старого флюса.

Сначала спустите находящуюся в теплообменнике воду. Откройте кран горячей воды в раковине, при этом отверните накидную гайку с трубы, подающей холодную воду. Из-за разности уровней воды в газовой колонке и в кухонном кране вода из колонки стечет вниз. Остаток воды продуйте с помощью компрессора или пылесоса, так как она осложнит прогрев в месте пайки медных трубок даже мощным паяльником.

Зачистите мелкой наждачной шкуркой место пайки газовой колонки. Обычно в месте нахождения свища медь окисляется, появляется характерное пятно ядовито-зеленого оттенка. После зачистки наждачной шкуркой тщательно протрите эту поверхность тряпочкой с растворителем, удаляющим жирные пятна и пыль.Обмотайте трубу тряпками с обеих сторон, чтобы она меньше остывала, и можно было, не обжигаясь, держать ее рукой.

Хорошо залудите место пайки. Смажьте его флюсом. Достаточно нагретый паяльник опустите в припой, и перенесите его на место пайки. Припой стечет с паяльника, образуя с медной трубой прочное соединение.Если припой не растекается, а твердеет, предпримите следующие меры. С помощью горелки прогрейте место пайки медных трубок. Закутайте это место толстой тряпкой, нагрейте паяльник до 180 градусов и вновь попробуйте прогреть припой. Повторите процедуру несколько раз. Рано или поздно труба прогреется, и припой обязательно растечется.

Облудите проволоку или заплатку таким же образом. Приложите заплатку, паяльником прогрейте трубу, при необходимости добавьте припой. Как только припой равномерно заполнит шов, уберите паяльник. Ремонт газовой колонки закончен. После того как все остынет, можно подавать воду.

Видеоролик пайки радиатора газовой колонки

Опубликовано 09.08.2012

Как запаять течь в теплообменнике и медных трубках газовой колонки паяльником

В 2006 году купил газовую колонку NEVA LUX-5013 производства ОАО «Газаппарат», Санкт-Петербург. Гревшая воду до этого времени газовая колонка модели Нева-3208 проработала 6 лет и продолжает работать до сих пор в другой квартире. Проблем с течью теплообменника не наблюдалось. Единственное, что приходилось, так это периодически заменять резиновую мембрану в водяном узле, пока не заменил ее силиконовой. О ремонте других неисправностей газовых колонок читайте статью сайта «Ремонт газовой колонки своими руками».

Гарантийный срок (три года) NEVA LUX-5013 проработала безотказно, а на четвертом году эксплуатации из нее стала капать вода. Надежда на то, что износилась одна из прокладок, не оправдалась. Когда был снят кожух с газовой колонки, то обнаружился свищ в теплообменнике, из которого фонтанировала вода.

После обнаружения свища, первым желанием было заменить теплообменник газовой колонки новым, но когда узнал, что его стоимость составляет 1/3 от стоимости новой колонки, решил попробовать отремонтировать теплообменник газовой колонки самостоятельно, запаять с помощью паяльника припоем. Рассудил следующим образом: по трубке теплообменника протекает вода, температура которой при нагреве не может превышать 100˚С. Температура плавления припоя, в зависимости от марки, составляет около 200˚С. Следовательно, припой не расплавится и пайка загерметизирует течь надежно. Ремонт теплообменника газовой колонки удался.

Общение с продавцами запчастей для газовых колонок и знакомыми обозначили существующую проблему течи воды в теплообменниках, как в газовых колонках отечественных производителей, так и зарубежных. Как выяснилось, срок службы теплообменников газовых колонок главным образом обусловлен способом обеззараживания воды при очистке в системе городского водоснабжения.

В настоящее время для обеззараживания водопроводной воды в основном используют хлор или его двуокись. Вода, содержащая хлор, проходя, через медную трубку теплообменника при работе газовой колонки нагревается, а, как известно из химии, при нагреве хлор начинает реагировать с медью, образуя хлорид меди. Таким образом, трубка изнутри разрушается, что и приводит к появлению свищей. В городах, где обеззараживание воды на станциях очистки осуществляется озонированием, свищи в теплообменниках проточных газовых и электрических колонок практически не появляются.

Стоит также отметить, что в настоящее время производители стали устанавливать в теплообменники медные трубки с более тонкими стенками и сделанные из менее качественной меди. Это тоже является одним из факторов, снижающих срок службы теплообменников.

Как запаять радиатор газовой колонки,
если свищ находится на доступном для пайки месте

Перед началом пайки необходимо слить воду из теплообменника, иначе вода будет отводить тепло, и прогреть место пайки до требуемой температуры будет невозможно. Для этого открываете кран горячей воды в мойке или раковине и отворачиваете накидную гайку с подающей холодную воду трубы газовой колонки. Так как колонка находится по уровню выше крана, то большая часть воды стечет, но не вся. Для удаления остатков я использую продувку. Это можно сделать компрессором, пылесосом или ртом. При продувке ртом можно использовать гибкий шланг от душевой лейки. Одна из накидных гаек гибкого шланга через прокладку наворачивается на резьбу трубки подачи воды теплообменника, а через второй конец гибкого шланга трубка теплообменника продувается ртом. Остатки воды через кран сливаются, и можно приступать к ремонту теплообменника.

Сама пайка не представляет трудностей. Если Вы не имеете опыта работы с паяльником, то можете ознакомиться с технологией пайки на странице сайта «Как паять паяльником». Мелкой наждачной бумагой зачищаете место нахождения свища от окислов. Как правило, в этом месте медь окисляется и образовывается пятно зеленоватого оттенка (на фото выше хорошо видно). Протираете после зачистки место тканью, смоченной в растворителе для удаления жира и пыли. Лудите любым припоем, например ПОС-61, (температурой плавления не ниже 180°С) паяльником мощностью не менее 100 Вт.

В качестве флюса можно использовать канифоль, подойдет и та, которой смычки для скрипок натирают. Если нет канифоли, можно с успехом использовать таблетки аспирина (продаются в аптеках в виде таблеток под названием «ацетилсалициловая кислота»). Замечательный флюс, я им постоянно пользуюсь в случаях, когда зачистить невозможно. Например, при лужении многожильных проводов. Раскрашиваете таблетку и мелкими крошками посыпаете место лужения, или таблеткой трете по нагретой поверхности. Если при лужении припой не растекается, а ложится рыхлым слоем, значит недостаточно прогрето место пайки. В этом случае можно дополнительно прогревать еще одним 40 Вт паяльником, строительным феном или утюгом, приложив его рядом с местом пайки.

Когда припой тонким слоем равномерно покрыл требуемую поверхность нужно нарастить его до толщины 1-2 мм. Свищ на теплообменнике ликвидирован и больше никогда себя не проявит.

Теперь внимательно осмотрите трубку теплообменника газовой колонки по всей длине. Если Вы обнаружили зеленое пятно, значит, в этом месте с большой вероятностью есть микроотверстие, пропускающее воду. Нужно зачистить мелкой наждачной бумагой трубку до блеска и посмотреть, нет ли маленькой черной точки. Если имеется, то обязательно следует залудить и пропаять. Иначе через пару месяцев опять придется заниматься ремонтом.

Как запаять радиатор газовой колонки,
если свищ находится на недоступном для пайки месте

Если место утечки воды произошло на стенке теплообменника, примыкающей к основанию газовой колонки, то ремонт теплообменника пайкой на месте невозможен, и его надо извлечь из газовой колонки. Конструкторы NEVA LUX-5013 «постарались». Чтобы снять теплообменник для ремонта, требуется разобрать практически всю газовую колонку и, самое неприятное, рассоединить газовую трубу. С газовыми трубами связываться не хотелось, так как это опасно.

Извлечь теплообменник для ремонта мешал зонт для отвода продуктов сгорания газа, закрепленный с помощью четырех алюминиевых заклепок к основанию газовой колонки. Пришлось высверлить эти заклепки электродрелью, снять зонт и только тогда появилась возможность извлечь теплообменник. При сборке вместо заклепок зонт был закреплен к основанию двумя винтами М4. Если не мешает стена, то можно закрепить зонт саморезами.

Далее ремонт газовой колонки выполнялся по вышеописанной технологии. За два последних года мне пришлось ремонтировать теплообменник, запаивая свищи, пять раз. В последний раз вода стала протекать со стороны, прилегающей к стенке теплообменника, и я решил все же купить новый, что и сделал. Старый теплообменник газовой колонки собираюсь отремонтировать, залужу и пропаяю трубку по всей длине. Фото вида теплообменника со стороны крепления к основанию.

При покупке теплообменника для газовой колонки я с удивлением обнаружил, что мне дали не новый, а уже отремонтированный. На трубке теплообменника была одна такая же пайка, как я сам делал при ремонте своего старого теплообменника. В результате, из четырех, имеющихся в магазине, только один теплообменник был не паяный. Оказывается, заводом на запчасти отгружаются отремонтированные теплообменники, отказавшие в период гарантии. В них запаивают свищи и опять продают. На теплообменник дают гарантийный срок всего 1 месяц. Получается, что через несколько месяцев придется опять ремонтировать газовую колонку!

Если Вам придется покупать теплообменник для газовой колонки, внимательно осмотрите его. При обнаружении пайки припоем, лучше откажитесь от покупки. В случае замены в газовой колонке теплообменника по гарантии, проконтролируйте, чтобы Вам установили не бывший в эксплуатации отремонтированный теплообменник, а новый.

Ремонт замененного теплообменника газовой колонки

Почти три года газовая колонка NEVA LUX-5013 после замены теплообменника работала исправно, но счастье не было вечным, и неожиданно из нее начала капать вода. Пришлось опять заняться ремонтом.

Снятие кожуха подтвердило мои опасения: на трубке теплообменника с внешней стороны появилось зеленое пятно, но оно было сухим, а свищ, из которого сочилась вода, находился на недоступной для осмотра и пайки стороне. Пришлось для ремонта снимать теплообменник.

При поиске места свища на обратной стороне снятого теплообменника возникла проблема. Свищ находился в верхней части трубки теплообменника и вода, сочилась из него и стекала вдоль всех трубок, находящихся ниже. В результате все витки трубки ниже свища сверху позеленели и были мокрыми. Был ли этот единственный свищ или их было несколько, определить было невозможно.

После высыхания зеленого налета, он был удален с поверхности теплообменника с помощью мелкой наждачной бумаги. Внешний осмотр трубки теплообменника не позволил обнаружить почерневшие точки. Для поиска мест протечки пришлось делать опрессовку теплообменника под давлением воды.

Для подачи воды в теплообменник был использован упомянутый выше гибкий шланг от душевой лейки. Один его конец через прокладку был соединен с водопроводной трубой подачи воды на газовую колонку (на фотографии слева), второй – прикручен на один из концов трубки теплообменника (на фотографии по центру). Второй конец трубки теплообменника был заглушен с помощью водопроводного крана.

Как только был открыт кран подачи воды на газовую колонку, сразу в предполагаемых местах наличия свищей появились капли воды. Остальная поверхность трубки оставалась сухой.

Перед пайкой свищей необходимо отсоединить гибкий шланг от водопроводной сети, открыть кран-заглушку и слить из теплообменника всю воду, продув его. Если этого не сделать, то вода не позволит прогреть место пайки до нужной температуры, и запаять свищ не получится.

Для пайки свища, который находился на изгибе трубки теплообменника, использовал два паяльника. Один, мощность которого 40 Вт, – завел под изгиб трубки для ее дополнительного подогрева, а вторым, стоваттным, выполнял пайку.

Недавно приобрел в хозяйство строительный фен, и пайку свища на прямом участке делал, прогревая дополнительно место пайки им. Оказалось, с феном паять гораздо удобнее, так как медь прогревалась быстрее и лучше. Пайка получилась более аккуратной. Жаль, не попробовал запаять свищ без паяльника, используя только строительный фен. Температура воздуха из фена около 600˚С, что вполне должно хватить для нагрева трубки теплообменника до температуры плавления припоя. При следующем ремонте обязательно проверю.

После ремонта место трубки теплообменника, где находится свищ, покрыто миллиметровым слоем припоя, и путь воде надежно перекрыт. Повторная опрессовка теплообменника показала герметичность трубки. Теперь можно собирать газовую колонку. Вода капать больше не будет.

Предлагаю Вашему вниманию небольшой видеоролик о том, как запаять радиатор газовой колонки.

Стоит отметить, что с помощью представленной технологии можно успешно ремонтировать не только теплообменники газовых колонок, но и медные теплообменники и радиаторы любых других типов водонагревательных и охлаждающих устройств, включая и медные радиаторы, установленные в автомобилях.

Восстановление фланцев патрубка
газовой колонки пайкой

Как то на глаза попались два отрезка медных трубок с фланцами, на которые были надеты накидные гайки-американки. Эти детали предназначены для монтажа водопровода из медных труб.

При пайке теплообменника газовой колонки я вспомнил о них, и возникла мысль восстановить ранее треснувший медный патрубок, соединяющий выходную трубу теплообменника с водопроводом горячей воды, припаяв к ним новые фланцы, без дела пылившиеся на полке. Задача несколько усложнялась, так как у имеющихся в наличии деталей медная трубка была согнута под прямым углом. Пришлось взяться за ножовку по металлу.

Сначала была отпилена часть трубки с фланцем в том месте, где начинается изгиб. Далее с противоположного конца была отпилена расширенная часть трубки для дальнейшего применения в качестве соединительного кольца. Если бы трубка была прямой, то пилить бы не пришлось. В результате получилось два отрезка трубки длиной около сантиметра.

Следующий шаг – это отпиливание от патрубка треснутого фланца. Отпиленный кусок трубы должен быть по длине равен отрезку трубы с фланцем, подготовленным для ремонта на предыдущем шаге.

Как видите на фотографии, отпиленный кусок патрубка газовой колонки в месте образования фланца имел много трещин.

На фотографии представлены подготовленные для соединения пайкой детали. Слева – конец патрубка газовой колонки, справа – новый фланец с накидной гайкой, посередине – соединительное кольцо.

Перед пайкой нужно проверить, как стыкуются подготовленные детали между собой. Трубки патрубка должны входить в кольцо легко, с небольшим зазором.

Сопрягаемые поверхности трубок и кольца перед соединением пайкой необходимо предварительно зачистить мелкой наждачной бумагой, чтобы удалить слой окисла. Зачищать кольцо внутри удобно, обернув наждачной бумагой круглый стержень, например рукоятку небольшой отвертки. Далее зачищенные поверхности необходимо залудить тонким слоем оловянно-свинцового припоя ПОС-61 с помощью паяльника мощностью 60-100 ватт. В качестве флюса лучше всего использовать кислотный хлористо-цинковый флюс, проще говоря, соляную кислоту, гашеную цинком. Так как паяются медные детали, то подойдет и канифоль или аспирин.

При пайке нужно обеспечить, чтобы стык труб оказался внутри кольца приблизительно посередине. Если после лужения трубки не захотят входить в кольцо, то нужно разогреть их паяльником, припой расплавится и трубки войдут. Не забудьте перед спайкой патрубка надеть на трубку накидную гайку.

После того, как трубки сочленены, останется только заполнить зазор расплавленным припоем. Как видите на фотографии, получилось вполне герметичное и механически прочное соединение. Патрубок отремонтирован, и можно устанавливать его на место в газовую колонку, будет служить не хуже нового.

Проверка показала герметичность патрубка в месте пайки, но течь возникла на другом его конце, по той же причине появилась микротрещина. Пришлось таким же способом отремонтировать и второй конец патрубка. Работает с отремонтированным патрубком газовая колонка уже более года. Протечек воды не наблюдалось.

По такой технологии можно восстанавливать герметичность не только медных и латунных трубок, но и трубок из нержавеющей стали и железа. Технология применима не только для ремонта газовых колонок, но и для ремонта других аппаратов и машин, включая автомобили.

Присоединение газоотводящей трубы
к зонту газовой колонки

Для ремонта теплообменника приходится демонтировать газоотводящую трубу. При установке этой трубы на место, необходимо обеспечить герметичность соединения ее с зонтом газовой колонки.

Герметизацию даже большого зазора величиной до сантиметра легко выполнить с помощью размоченного в воде асбеста. Это термостойкий материал, который выпускается в виде листов. В воде асбест раскисает, как картон, и представляет собой мягкую массу, которая хорошо лепится. После высыхания, асбест становится опять довольно твердым и плотным. Асбест можно использовать повторно. Достаточно извлеченные его кусочки размочить в воде.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх