Задувает газовый котел, что делать?

Что делать, если газовый котел задувает при сильном ветре

Обратная тяга в камере сгорания, возникающая при порывах ветра – довольно распространенная проблема. Газовый котел постоянно тухнет при сильных порывах ветра, что ухудшает его эффективность, за счет частого тактования снижает ресурс, а модели с ручным розжигом и вовсе приходится постоянно разжигать даже среди ночи.

Проблема может возникнуть как в напольных атмосферниках с открытой камерой сгорания и вертикальным дымоходом, так и в котлах с закрытой камерой сгорания и коаксиальным дымоходом. Однако исправить ситуацию в более чем 90% случаев не сложно.

Убеждаемся, что горелка гаснет именно от ветра

Чтобы не тратить усилия напрасно, что согласно практике иногда случается, стоит точно определить причины затухания горелки, поскольку это может быть и ошибка автоматики, и низкое давление газа, и затруднения с выводом продуктов сгорания. Характерными признаками именно задувания ветром являются:

  • визуальное изменения формы и направления пламени, вызванное ветром;
  • характерный звук вихря в камере сгорания;
  • горелка не отключается без причины в безветренную погоду, данный пункт проверить обязательно!

Частой причиной затухания является низкое давление газа в магистрали или неправильная высота пламени. При низком давлении газа, пламя уменьшается и опускается критически низко к горелке. Чтобы не допустить ее прогорания, автоматика отключает горелку и котел тухнет. Нормальной высотой пламени считаются значения в 2-4 см. Если высота пламя горелки меньше, необходимо обязательно отрегулировать его, но делать это самостоятельно мы не рекомендуем, для этого лучше вызвать газовую службу.

Также необходимо проверить герметичность соединений и всей конструкции дымохода. Прежде всего, при наличии в дымоходе ревизионного отверстия обратите внимание на него: оно обязательно должно быть закрыто, при чем герметично. При невозможности такового, стоит приобрести современную герметичную заглушку.

Что делать, если задувает газовый котел с традиционным вертикальным дымоходом

Задувание через дымовую трубу может быть по причине неправильной конструкции дымохода или крыши, отсутствия деревьев или наличия рядом с дымоходом сооружений, создающих сильные завихрения. Устранить проблему можно одним или, часто, несколькими из описанных ниже методов.

Удлинение высоты наружной части дымохода

Один из самых простых и эффективных (но требующих разумного подхода!) способов является наращивание высоты дымохода. Делается это надеванием на исходный дымоход одной или нескольких труб не менее, чем на 0,5 их диаметра.

Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.

Высота дымовой трубы в частном доме подбирается в зависимости от ее сечения, мощности котла и конструкции крыши. Оптимальной в большинстве случаев считается высота 5-6 метров, считая от колосниковой решетки котла. Все требования к дымоходу описаны в СНиП 41-01-2003. Наиболее часто допускаются нарушения таких требований к высоте дымохода, как:

  • возвышение над плоской поверхностью крыши – не менее 500 мм;
  • возвышение над коньком кровли (при горизонтальном расстоянии до него менее 1,5 м) – не менее 500 мм;
  • высота дымовой трубы при расстоянии от конька 1,5-3 м – вровень с коньком;
  • высота дымовой трубы при расстоянии от конька более 3 м – не ниже линии, проведенной под углом 10° к горизонту.

В случаях, когда профиль крыши конька достаточно высокий, рядом находятся постройки и объекты, способствующие образованию завихрений и задуваний, вышеописанные требования могут быть увеличены. Однако при слишком высокой дымовой трубе, может быть повышенное образование конденсата, тяга может быть излишней и при превышении нормальных значений огромная часть тепла будет попросту вылетать в дымоход.

Если все же была допущена такая ошибка, необходимо использовать заслонку или стабилизатор тяги.

Установка дефлектора

Дефлектор – это насадка особой аэродинамической формы из нержавеющей или оцинкованной стали, которая легко надевается на дымовую трубу и защищает ее от порывов ветра, осадков и мусора, усиливает тягу.

Принцип действия заключается в грамотном использовании силы ветра: поток воздуха обтекает конструкцию и, в зависимости от ее типа, защищает от задувания сверху или со стороны под различными углами, от попадания в трубу мусора и осадков, направляет воздушные массы для увеличения тяги. Некоторые из типов дефлекторов увеличивают эффективность дымохода на 10-20%.

Фото Название Особенности конструкции
Дефлектор Григоровича Наиболее распространенный и известный тип конструкции, представляющий из себя усеченный конус, расширенный внизу и еще один конус (гриб) сверху. Воздушный поток направляется в сторону сужения конуса под верхний гриб (внутрь дефлектора) из-за чего над дымоходной трубой происходит разрежение воздуха и, в последствии, усиление тяги. Также верхний гриб защищает от осадков и мусора. Дефлектор крайне не эффективен при низовом ветре.
ЦАГИ Конструкция, разработанная Центральным аэрогидродинамическим институтом. Представляет из себя металлическую трубу с экранирующим цилиндром и защитным конусом внутри. Исключает задувания с боков и сверху, защищает от мусора и атмосферных осадков. Но при сильных морозах (ниже минус 15-18°C) может способствовать образованию наледи.
Вольперта-Григоровича Эффективный объединенный вариант двух предыдущих типов конструкции: все тот же дефлектор ЦАГИ, но с вынесенным вверх (над дифузором) защитным колпаком конической формы.
Динамический турбодефлектор Сферическая конструкция с лопастями, которая вращается при наличии ветра скоростью 0,5 м/с и более. Отлично защищает от задуваний ветра, усиливает тягу более, чем на 50%. Но такая конструкция – отличный вариант при постоянных ветрах, она практически неэффективна при отсутствии ветра и даже может ухудшить эффективность дымохода.
Динамический флюгерный дефлектор Одно из лучших решений, представляет из себя конструкцию из нескольких металлических козырьков, полностью покрывающих сечение дымохода, и флюгера, поворачивающего конструкцию в направлении ветра. В основе конструкции – современные подшипники, вращающие дефлектор при малейшем давлении ветра. Флюгерный дефлектор не только защищает от направленного задувания с любой стороны или осадков, но и за счет направления воздушных потоков в сторону отвода продуктов сгорания усиливает естественную тягу.

Но помните, что излишняя тяга может привести к снижению КПД газового котла или ситуации, когда чрезмерно быстрый поток воздуха тушит фитиль. Например, не лучшими вариантами являются Н-образный дефлектор, в некоторых условиях и турбодефлектор. Поэтому нужно адекватно выбирать тип конструкции, можно проконсультироваться с консультантом в магазине, описав ему свои индивидуальные условия. Стоимость дефлекторной защиты для дымохода – от 300 до 2 000 руб.

Усеченный конус для «разрыва тяги»

Пример схемы усеченного конуса для врезки в дымоход.

Несмотря на простую конструкцию, способ нельзя назвать простым. Заключается он в создании в дымоходе зоны, которая будет препятствовать дальнейшему движению воздушных масс, создающих обратную тягу. Наиболее эффективным является усеченный конус: поток воздуха, двигающийся по направлению к камере сгорания (обратная тяга) натыкается на зону преграды (усеченный конус), вследствие чего завихряется и не оказывает давления на саму камеру сгорания и пламя горелки.

Сделать его можно самостоятельно, не обладая особыми навыками, однако важно обязательно проконсультироваться со специалистами газовой службы, поскольку в определенных условиях подобные вмешательства могут привести к повышенному образованию угарного газа или аварийной ситуации.

Ошибки в конструкции дымохода

Редко, но бывают ситуации, когда дымоход спроектирован неправильно. Требования к его устройству, опять таки, описаны а СНиП 41-01-2003. Наиболее часто нарушаются такие требования, как:

  • максимально допустимое количество колен – 3;
  • длинна горизонтальных ответвлений не должна превышать 100 см (это касается и конструкции усеченного конуса для «разрыва тяги», описанного выше);
  • не допускаются любые, даже незначительные прогибы конструкции (проверьте на наличие изгибов и повреждений внешнюю часть и особенно края дымохода).

Что делать, если ветром задувает газовый котел с коаксиальным (боковым) дымоходом

Устраняем и предотвращаем обледенение

Наледь образуется не только на оголовье, но и до определенного момента вглубь дымовой трубы. Проблема присуща всем настенным или парапетным конвекционным газовым котлам и происходит за счет большой разницы температур, когда продукты сгорания, среди которых и водяной пар, выводятся улицу, где температура воздуха сильно ниже нуля.

Пар оседает на стенках внутренней трубы в виде конденсата, который замерзает и сужает сечение трубы, препятствует нормальной тяге и даже может стать причиной завихрений или кислородного голодания камеры сгорания.

Временно устранить проблему довольно просто, достаточно аккуратно, не допуская повреждений дымохода, сбить наледь. Для полноценного предотвращения, нужно произвести теплоизоляцию внешней части коаксиального дымохода или использовать специальную конструкцию против обледенения.

Установка дефлектора особой конструкции

В целом, газовый котел с закрытой камерой сгорания редко гаснет при сильном ветре. В таких моделях тяга обеспечивается принудительно и давления ветра из вне просто недостаточно, чтобы создать обратную тягу. Но все же причиной, почему газовый котел задувает ветром, как и в случае с вертикальным дымоходом, может быть отсутствие защитного дефлектора, наличие поблизости строений и объектов, создающих сильные завихрения или ветреная сторона в регионах с сильнейшими порывами. Задувание происходит через трубу забора воздуха.

Коаксиальная модель Bosch 600/3 с заводской защитой от ветра.

Отдельно дефлекторы для коаксиальных дымоходов практически никогда не продаются. Если ваш дымоход не имеет надежной защиты, необходимо приобретать полноценную конструкцию, поскольку для коаксиальных дымоходов защита разрабатывается с учетом конструкции и характеристик самого дымохода.

Самодельная защита от задувания порывами ветра

Если ничего из вышеперечисленного не помогло, среди особых умельцев существует метод создания самодельной защиты цилиндрической формы:

  1. Для усиления тяги и предотвращения образования конденсата, нужно утеплить внешнюю трубу.
  2. На внутреннюю (выхлопную) трубу одевается колено под 90°, направленное вверх.
  3. Дымоход помещается в цилиндр (самодельный или готовую бочку) с отверстием спереди диаметром равным диаметру дымохода. Он защищает выхлоп от бокового ветра, а колено под 90° – от направленного внутрь.
  4. Колено выхлопа выводится вверх, сквозь цилиндр, и накрывается колпаком конической формы большего диаметра (по типу используемого в конструкции дефлектора Григоровича), защищающим от осадков.

В итоге забор воздуха производится из внутренности защитного цилиндра (бочки), а выхлоп производится наверх.

Несмотря на то, что на практике уже встречались такие самодельные конструкции, мы не рекомендуем прибегать к их изготовлению самостоятельно, не имея определенных знаний и навыков. Для этих целей лучше обратиться к специалистам или приобрести готовый коаксиальный дымоход с заводской защитой от ветра.

большая тяга в дымоходе как уменьшить

Как можно уменьшить тягу в дымоходе?

Каким образом можно отрегулировать тягу в дымоходе в меньшую сторону?

В обычных дровяных печках в качестве регуляторов тяги выступали заслонка и поддувало. Стоило прикрыть немного поддувало и чуточку задвинуть заслонку внутрь дымохода, тяга сразу ослабевала и пламя горело уже не так интенсивно.

Помимо таких простых способов, снизить тягу можно уменьшив длину трубы, уменьшив внутреннее поперечное сечение трубы.

Первым признаком того, что тягу нужно уменьшить является сильное гудение в трубе (во время горения). В этом случае слишком много тепла будет в буквальном смысле «вылетать в трубу». Помимо того, что это будет способствовать большому перерасходу топлива, так еще и может привести к растрескиванию дымохода от длительного воздействия высоких температур.

Что бы понять как уменьшить тягу в дымоходе, надо знать что влияет на эту самую тягу.

В первую очередь это высота трубы дымохода, уменьшая высоту, уменьшаете и тягу.

Сечение трубы дымохода, значит уменьшая сечение, уменьшаем и тягу.

Хотя конечно все эти параметры рассчитываются заранее (до монтажа дымохода, есть специальные таблицы помогающие в расчётах), тяга должна быть нормальная и уменьшать её не придётся, как и увеличивать (улучшать).

Ещё один вариант по уменьшению тяги, это установка шибера (заслонки другими словами, или задвижка его и так называют), шибер разный конструктивно (поворотный, выдвижной)

Установить шибер можно и на трубу дымохода и непосредственно в печь, есть в продаже даже автоматические шиберы, есть и попроще ручные.

Поддувало тоже вариант, закрыв его частично, или вообще полностью мы ограничиваем поступление воздуха в саму топку, тяга сразу ухудшается (уменьшается).

Как уменьшить тягу в дымоходе

Вывод дыма через дымоход невозможен без наличия хорошей тяги. Она же возникает благодаря перепаду между давлением, которое существует на уровне верха дымоотвода и на уровне топки. Чем больше этот перепад, тем большей является тяга.

Что влияет на тягу

На величину дымохода влияет множество факторов. Наиболее важными среди них являются высота и сечение канала дымовой трубы. Эти два параметра всегда взаимосвязаны и зависят от особенностей печи или камина. Их расчет требует исключительной бдительности, поскольку в случае ошибки тяга будет плохой. А это приведет либо к обратному движению угарных газов, либо к чрезмерному сжиганию дров.

Сегодня существуют целые таблицы, которые позволят сделать правильный расчет размеров дымовых каналов. Например, чтобы создать тягу в камине надлежащей силы, нужно сделать так, чтобы вытяжной канал имел сечение, меньшее 1/10 площади входного отверстия топки. Кажется, если увеличить сечение вытяжного канала, то тяга должна вырасти. Однако она наоборот уменьшится, ведь дым будет выходить более медленно. Из-за этого он будет охлаждаться и накапливаться в отводной трубе. Что нехорошо. Поэтому специалисты для определения правильного сечения делают длительный расчет.

Влияние высоты

Что касается высоты дымохода, то чем она больше, тем лучше становится скорость движения дыма. Однако здесь также есть ограничения. Слишком высокий дымоотвод создает большое сопротивление движению дыма, в результате чего тяга становится хуже. То есть она уменьшается.

Правильной высотой дымохода является высота в пять метров. Начальной точкой считается уровень колосников. Такой высоты вполне достаточно для любой погоды. Однако специалисты советуют делать расчет от конкретного случая, ведь может быть так, что эта высота будет создавать чрезмерную тягу. Следствие этого – увеличение потребности в дровах. Если же планируется такая высота без учета конкретных особенностей, то придется использовать средства, благодаря которым тяга в дымоходе сможет стать меньше.

Также есть еще один нюанс. Каналы дымохода могут быть горизонтальными. Это увеличивает длину дымоотвода, что также влияет на скорость движения дыма. Она снижается, ведь на поворотах создаются завихрения дыма. В этих местах всегда накапливается сажа. Она же уменьшает диаметр прохода, в результате чего слабеет тяга. Чтобы скорость была оптимальной, наращивают высоту дымохода на такую величину, которая равняется длине горизонтальных отрезков.

Проверка и определение тяги

Эти два процесса необходимы для тех людей, которые хотят оптимизировать теплоотдачу от сжигания дров и сделать минимальной потерю тепла. Таким хозяевам обязательно нужно пользоваться специальными приборами.

Также расчет скорости движения угарных газов можно провести, делая оценку пламени. Так, можно проверить, нормальная или же очень сильная тяга.

Кроме этих способов есть народные. Они предусматривают использование листа бумаги или спички. Первый подносят к дымоходу. Положение бумаги должно быть перпендикулярным каналу. Если лист начинает отклоняться от первоначального положения, то по дымоходу движется воздух. Величина отклонения зависит от скорости движения воздуха. Расчет не будет очень точным, однако, достаточным для принятия дальнейших решений.

Спичку же зажигают и задувают. Далее быстро продвигают в топку и наблюдают за направлением движения дыма. Такая проверка очень проста.

Способы уменьшения

Заключается в использовании специального регулятора. Это устройство имеет механизм для регулирования давления в трубе и специальный датчик, который анализирует текущую тягу. Он может создавать давление, равное 10-35 Па. Работает автоматически. Такой регулятор является лучшим решением, поскольку может, как уменьшить, так и увеличить тягу. Благодаря нему, не возникнет обратного движения дыма.

Поддувало также является очень эффективным. Оно влияет на поставку свежего воздуха в топку. Если его закрыть полностью, то в топку будет поступать минимум воздуха и тяга сразу уменьшится.

Как уменьшить тягу в чугунной печи-камине

Непросто ответить на вопрос, поскольку совершенно непонятны его мотивы. Сложно представить ситуацию, при которой могла бы возникнуть необходимость радикально снизить тягу. А еще сложнее понять, о какой именно печной конструкции идет речь. Чугунная печь-камин – весьма широкий и вольный термин, объединяющий различные системы. Давать рекомендации наобум, не понимая, о какой печи идет речь, очень трудно. Поэтому попробуем рассмотреть несколько возможных вариантов.

Современная печь-камин на дровах. Горение регулируется поддувалом. Желательно ставить большой открытый участок трубы в начале контура — она интенсивно греется, но намеренно участвует в теплообмене. Такая печь скорее декоративная, нежели утилитарная, мудрить что-то с ее тягой не стоит – обойдется себе дороже

Начнем с простого. Как вообще регулируется тяга? В теории есть два варианта:

  • изменить сечение дымовой трубы (регулируется задвижкой);
  • изменить количество кислорода, поступающего в зону горения (регулируется поддувалом).

Сечением трубы регулировать тягу на практике нельзя — опасно, т.к. в помещение может попасть угарный газ. Можно и нужно регулировать поддувалом, но и здесь есть свои нюансы.

Слишком много кислорода — тепло попросту уйдет в трубу, снизится КПД. Слишком мало кислорода — будет еще хуже. Топливо не будет сгорать полностью и начнется (весьма интенсивное) осаждение сажи и печного конденсата (креозота) на внутренних стенках печи и дымоходов. Такие осаждения нарушают теплообмен — сажа хороший теплоизолятор. Еще опасней то, что сажа на 90% состоит из углерода, а потому страшно горюча. В какой-то момент возможно ее возгорание. Процесс может быть взрывообразным или носить цепной характер. В любом случае горение сажи очень интенсивный процесс, температура при этом развивается крайне высокая — 1100 градусов (600 градусов при нормальном горении дерева). Такую температуру не всякая труба выдержит.

Поэтому важно подобрать нужную степень горения. Сделать это очень легко по цвету пламени:

  • Горит белым пламенем — явный излишек кислорода. Прикрываем поддувало (дверца или задвижка — зависит от конкретной конструкции).
  • Если цвет пламени красноватый — явная нехватка кислорода, идет интенсивное осаждение сажи. Приоткрываем поддувало.
  • Нормальный цвет пламени — соломенно-желтый. Некоторые «эксперты» советуют «душить» горение, увеличивая его длительность и снижая интенсивность. Действительно, первоначально теплоотдача печи заметно возрастает, но эффект этот кратковременный. Очень скоро вред от такого режима топки многократно пересиливает весьма призрачную и спорную экономию.

Важно! В момент интенсивного горения (углей мало, высокое пламя) категорически нельзя уменьшать сечение трубы — топка идет при максимально открытой задвижке. Регулируем только поддувалом!

В данном случае печь можно сравнить с автомобильным двигателем. Впускная система (поддувало) должна соответствовать мощности двигателя (теплоотдаче печи), а им должен соответствовать выпускной тракт (труба). При этом режим двигателя изменяется только впускной системой (поддувалом). Принцип тот же.

Теперь о тех случаях, когда якобы напрашивается необходимость снижения тяги.

Печь нагревается, порой докрасна, а помещение все еще не прогрето, хотя горение было нужного цвета. Во-первых, чугунные печи сами по себе являются печами интенсивного нагрева. А во-вторых, это может говорить о неправильном подборе печи, о несоответствии мощности печи помещению. Все печи подбираются с учетом теплопотерь помещения, как и двигатель машины под кузов. Увы, такие проблемы снижением тяги не решить. Нужно менять печь или добавлять еще одну, доводя их совместную теплоотдачу до требуемой нормы.

Бывают и другие случаи несоответствия. Например, когда печь явно недодает положенной ей по паспорту мощности, а внешних причин в таком ее поведении вроде не наблюдается. Но пламя от дров уходит в дымоход, сильно нагревая начало дымовой трубы – ее первый контур. Кажется, что, снизив тягу, можно уменьшить высоту пламени. На самом деле причина в ином. Скорее всего, такая печь предназначена для эксплуатации на каменном угле или коксе, а дрова попросту неподходящее для нее топливо. Дело в том, что нет универсальных топливников. Любой топливник оптимизирован под какой-то конкретный вид топлива. Как двигатель под дизель или бензин с определенным октановым числом. Проще говоря, все пламя должно умещаться в топливнике. Но беда в том, что дрова относятся к высокопламенному топливу, поэтому топка для их сжигания нужна высокая. А вот уголь считается низкопламенным топливом, поэтому топка под уголь низкая. К тому же уголь требует развитой колосниковой решетки — он потребляет много кислорода. Сжигать в угольной топке дрова – далеко не лучший вариант. Даже если максимально уменьшить поступление воздуха — высоты топливника все равно не хватит для оптимального горения другого вида топлива. Ровно как и наоборот.

Кроме того, изрядно различается механизм отбора тепла при сжигании дров и угля, т.е. сам способ отбора тепла при горении и передаче его помещению. Здесь все объясняется разной долей лучистого тепла. При горении дров доля лучистого тепла составляет примерно 25%, а при горении угля на лучистое тепло приходится уже 55%. Поэтому в угольных печах важна утилизация лучистого тепла. Открытые угольные камины работают намного эффективнее дровяных. В дровяных системах важно увеличить путь прохождения топочных газов — основное тепло находится как раз в них.

Еще один возможный момент. Западные печи (чешские каминопечи, антикварные печи из США и Австро-Венгрии и т.п.) рассчитаны на свои сорта угля. Уголь в России не самый калорийный. Кроме того, он содержит много серы (от этого, например, мутнеет слюда в антикварных чугунных печах-каминах). На таком топливе печи не всегда развивают проектную мощность.

Антикварная печь (Австро-Венгрия). Такую дровами топить бесполезно — КПД будет слишком низким

Французская антикварная печь. Топить ее дровами тоже бесполезно, она рассчитана на уголь

Иногда снижением тяги пытаются увеличить время горения, но это тупиковый путь. Время горения можно изменить, применив шахтный топливник. Ограничением кислорода хорошего и однозначного результата не достичь.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее: искусственно снижать тягу нет смысла и даже в некоторой степени вредно. Тяга регулируется только поддувалом, но в определенном интервале, увеличивать который нет смысла. Если же этот процесс не дает желаемого результата, стоит задуматься о подборе другого вида топлива, замене самой печной конструкции или изменении способа отопления.

Почему задувает газовый котел?

Сегодня частные дома, оборудованные автономными системами отопления, можно встретить в любом населённом пункте. Эффективная работа отопительного оборудования во многом определяет уровень комфорта внутри помещения. Однако случаются в нашей жизни ситуации, когда устоявшиеся в доме порядок и уют находятся под угрозой. Причина банальна – газовый котел гаснет и отказывается работать, система отопления становится бесполезной. Обстоятельства возникновения подобной внештатной ситуации могут быть самыми разными, от слабого давления газа в магистрали до обычного задувания ветром. Последний вариант непосредственно связан с неправильным устройством вентиляции. Почему задувает газовый котел, и как с этим бороться, попробуем разобраться более детально.

Владельцам частных домов хорошо знакома ситуация, когда при сильном ветре газовый котел просто гаснет. Жителям городских квартир такая проблема не знакома, если газовый котел, установленный в квартире, имеет коаксиальный воздуховод — данная конструкция не позволяет сильному порыву ветра попасть внутрь, вызвав задувание горелки.

В частном доме конструкция дымохода и устройство вентиляции выглядит иначе, и задувание газового котла случается нередко.

Причин может быть масса.

Важно! Основная причина задувания ветром газового котла — плохая конструкция вентиляции, несоблюдение технологических параметров при монтаже дымохода. Самостоятельно решать возникшую проблему не стоит. Для устранения неисправности лучше обратиться к услугам специалистов–теплотехников.

Другие причины, в результате которых пламя горелки неожиданно тухнет, связаны с конструктивными особенностями газо-нагревательного оборудования или воздействием сторонних факторов.

Другие факторы, которые могут стать причиной задувания котла

Самая распространенная ситуация, с которой сталкиваются обитатели частного дома – срабатывание обратного клапана в результате чрезмерного давления воздушной массы, поступающей снаружи. Клапан при сильном порыве ветра становится в закрытое положение — автоматика чутко реагирует на его положение и перекрывает подачу газа в топку. Если эта ситуация повторяется часто, необходимо выполнить реконструкцию дымохода. Обратите внимание на его высоту. Для нормальной работы вентиляции верхний край дымохода должен быть выше крайней точки крыши здания минимум на 0,5 м, а диаметр воздуховода должен соответствовать параметрам котельного оборудования и определяется расчётным путём.

Для улучшения тяги необходимо регулярно осуществлять чистку вентиляционных каналов, так как котел постоянно нуждается в притоке с воздухом кислорода. Недостаток кислорода в камере сгорания становится причиной слабой интенсивности горения топлива. При плохой тяге пламя может вообще потухнуть.

Если у вас постоянно задувает автономный газовый котел, сначала ищите проблемы в конструкции дымохода. Перепады давления в газовой трубе случаются крайне редко, причем снижение давления незначительно. Техническая неисправность газового котла, ввиду простоты конструкции отопительной техники и высокой степени надежности современных моделей, тоже маловероятна.

Самые распространенные ситуации, с которыми приходится сталкиваться, связаны с дымоходом:

  • ледяная корка, покрывшая канал вентиляции отопительного прибора – образование оголовка льда внутри дымохода препятствует циркуляции воздуха, ставя газовый котел в положение кислородного голода (вместе с продуктами горения в канал дымохода попадает водяной пар, конденсирующийся и замерзающий на стенках дымовой трубы);
  • обратная тяга, возникающая при усилении или смене направления ветра (сильный воздушный поток, попадая внутрь дымохода, доходит до камеры сгорания и тушит пламя в котле).

В первом случае замерший конденсат создает искусственное препятствие на пути воздушного потока. Дымоход в такой ситуации необходимо прочистить и утеплить, дав возможность конденсату просто стекать вниз.

Во втором случае ситуация является опасной. При обратном движении теплого воздуха, усиленного порывами ветра, высока вероятность затухания пламени горелки. Хорошая автоматика сработает при затухании горелки, прекратив подачу газа в топку. Однако продукты горения попадут сначала в отопительный прибор, загрязнив камеру сгорания в газовом котле, а потом станут поступать внутрь жилого пространства. Причина такого эффекта очевидна — недостаточная высота дымовой трубы.

Ранее было сказано, что с обратной тягой можно бороться путем увеличения длины дымохода. Вариант решения проблемы достаточно прост, однако не всегда такое решение дает положительные результаты.

Второй вариант решения проблемы в подобной ситуации — установка на верхней кромке дымовой трубы дефлектора, задача которого заключается в увеличении тяги в дымоходе.

Третий вариант — уменьшение числа изгибов и резких поворотов дымовой трубы, увеличивающих кавитацию (завихрение) потока горячего воздуха с дымом при прохождении по трубе.

И в первом, и во втором случае ситуация в корне не изменится. Удлинение трубы на 1 метр не даст ожидаемого эффекта. Установка на дымовой трубе дефлектора тоже не решает проблему до конца. При значительном ухудшении погоды ветер всё же задувает не защищенный газовый котел, и отопление опять выйдет из строя. Что делать? Каково оптимальное решение?

Дефлектор особой конструкции – решение проблемы

Действенным методом, который в состоянии решить раз и навсегда проблему обратной тяги, является установка на дымовую трубу аэродинамического приспособления — дефлектора особой конструкции.

В обычном дефлекторе воздушные потоки воздействуют на его наружную часть. В результате взаимодействия воздушной массы с поверхностью дефлектора возникает разреженная атмосфера, что увеличивает тягу в дымоходе. Явление имеет название эффекта Бернулли, понятие о котором пришло к нам из авиации. Другими словами, когда воздух при встрече с препятствием огибает его, вокруг препятствия создается зона разрежения, усиливающая подъемный эффект крыла.

Для справки: дефлектор даже обычной конструкции повышает КПД любого дымохода на 15-20%, не говоря уже приспособлениях с более сложной конструкцией.

Если обычный дефлектор не в состоянии устранить задувание ветром газового котла, устанавливается приспособление более сложной конструкции. Сегодня существуют несколько типов дефлекторов, имеющих сложную конфигурацию. Среди самых популярных изделий следует выделить следующие типы:

  • дефлектор типа «Дымовой зуб»;
  • дефлектор Григоровича;
  • дефлектор типа «Воллер»;
  • шаровидные и вращающиеся дефлекторы.

Наиболее популярными в наши считаются два типа устройств: дефлектор Григоровича и приспособления типа «дымовой зуб».

Дефлектор Григоровича представляет собой устройство, в конструкции которого все контуры и элементы имеют непосредственное отношение к аэродинамике. В отличие от обычных, привычных для нас дефлекторов в виде зонтиков, стоящих на трубах в частных домах, это приспособление имеет два конуса, прямой и обратный. Взаимодействие двух конусов обеспечивает необходимое движение потоков воздуха, создавая тем самым зону пониженного давления вокруг дымовой трубы. За счет разницы температур холодного и горячего потоков тяга в трубе увеличивается в несколько раз, препятствуя любому проникновению наружного воздуха внутрь.

На заметку: дефлекторы сложной конструкции, наоборот, используют силу ветра для увеличения тяги в дымоходе, то есть при порывах ветра под углом, сверху или снизу воздух, проникая под нижний конус дефлектора, подсасывает поступающие в дымоход воздушные массы.

При правильном расположении и конструкции дымохода, оборудованного дефлектором, обратная тяга вам не грозит — любые порывы ветра работающему котлу будут не страшны.

Следует отметить и другой момент — когда ветер задувает газовый котел, и система отопления не запускается. Речь идет о недостаточно прогретом дымоходе. Во время долгих отключений отопительной системы, что характерно для загородных домов и коттеджей, при первом запуске котла пламя горелки нередко быстро затухает. Объяснение такому поведению газо-нагревательного оборудования достаточно простое — отработанным продуктам горения трудно подняться вверх по холодному дымоходу, и любые порывы ветра только препятствуют прогреву канала.

Для выхода из сложившейся ситуации достаточно прогреть дымоход на малых режимах работы котла, постепенно увеличивая мощность устройства до оптимальных параметров, и горячие продукты горения в разогретом дымоходе устремятся вверх естественным образом.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать немного о том, что грамотные тепловые расчеты, заложенные в проект, позволят вам создать эффективную систему отопления в своем доме. Не стоит недооценивать вентиляцию, от конструкции и качества монтажа которой зависит последующая работа отопительного котла.

Не стоит экономить на вытяжке и вентиляции. Планировка дома не должна препятствовать проектному оборудованию системы вентиляции. В противном случае за эстетику придется расплачиваться дискомфортом — лезть на крышу в мороз и заниматься переоборудованием дымохода.

Что делать, если ветром задувает газовый котел: ответ есть!
Статья на тему: “Почему задувает газовый котел?” – энциклопедия отопления ZnatokTepla.ru

Сегодня частные дома, оборудованные автономными системами отопления, можно встретить в любом населённом пункте. Эффективная работа отопительного оборудования во многом определяет уровень комфорта внутри помещения. Однако случаются в нашей жизни ситуации, когда устоявшиеся в доме порядок и уют находятся под угрозой. Причина банальна – газовый котел гаснет и отказывается работать, система отопления становится бесполезной. Обстоятельства возникновения подобной внештатной ситуации могут быть самыми разными, от слабого давления газа в магистрали до обычного задувания ветром. Последний вариант непосредственно связан с неправильным устройством вентиляции. Почему задувает газовый котел, и как с этим бороться, попробуем разобраться более детально.

Почему гаснет котел в ветреную погоду, основная причина

Владельцам частных домов хорошо знакома ситуация, когда при сильном ветре газовый котел просто гаснет. Жителям городских квартир такая проблема не знакома, если газовый котел, установленный в квартире, имеет коаксиальный воздуховод — данная конструкция не позволяет сильному порыву ветра попасть внутрь, вызвав задувание горелки.

В частном доме конструкция дымохода и устройство вентиляции выглядит иначе, и задувание газового котла случается нередко.

Причин может быть масса.

Важно! Основная причина задувания ветром газового котла — плохая конструкция вентиляции, несоблюдение технологических параметров при монтаже дымохода. Самостоятельно решать возникшую проблему не стоит. Для устранения неисправности лучше обратиться к услугам специалистов–теплотехников.

Другие причины, в результате которых пламя горелки неожиданно тухнет, связаны с конструктивными особенностями газо-нагревательного оборудования или воздействием сторонних факторов.

Основная статья: горелка своими руками.

Другие факторы, которые могут стать причиной задувания котла

Самая распространенная ситуация, с которой сталкиваются обитатели частного дома – срабатывание обратного клапана в результате чрезмерного давления воздушной массы, поступающей снаружи. Клапан при сильном порыве ветра становится в закрытое положение — автоматика чутко реагирует на его положение и перекрывает подачу газа в топку. Если эта ситуация повторяется часто, необходимо выполнить реконструкцию дымохода. Обратите внимание на его высоту. Для нормальной работы вентиляции верхний край дымохода должен быть выше крайней точки крыши здания минимум на 0,5 м, а диаметр воздуховода должен соответствовать параметрам котельного оборудования и определяется расчётным путём.

Для улучшения тяги необходимо регулярно осуществлять чистку вентиляционных каналов, так как котел постоянно нуждается в притоке с воздухом кислорода. Недостаток кислорода в камере сгорания становится причиной слабой интенсивности горения топлива. При плохой тяге пламя может вообще потухнуть.

Задуло пламя горелки — решаем проблему с дымоходом

Если у вас постоянно задувает автономный газовый котел, сначала ищите проблемы в конструкции дымохода. Перепады давления в газовой трубе случаются крайне редко, причем снижение давления незначительно. Техническая неисправность газового котла, ввиду простоты конструкции отопительной техники и высокой степени надежности современных моделей, тоже маловероятна.

Самые распространенные ситуации, с которыми приходится сталкиваться, связаны с дымоходом:

  • ледяная корка, покрывшая канал вентиляции отопительного прибора – образование оголовка льда внутри дымохода препятствует циркуляции воздуха, ставя газовый котел в положение кислородного голода (вместе с продуктами горения в канал дымохода попадает водяной пар, конденсирующийся и замерзающий на стенках дымовой трубы);
  • обратная тяга, возникающая при усилении или смене направления ветра (сильный воздушный поток, попадая внутрь дымохода, доходит до камеры сгорания и тушит пламя в котле).

В первом случае замерший конденсат создает искусственное препятствие на пути воздушного потока. Дымоход в такой ситуации необходимо прочистить и утеплить, дав возможность конденсату просто стекать вниз.

Во втором случае ситуация является опасной. При обратном движении теплого воздуха, усиленного порывами ветра, высока вероятность затухания пламени горелки. Хорошая автоматика сработает при затухании горелки, прекратив подачу газа в топку. Однако продукты горения попадут сначала в отопительный прибор, загрязнив камеру сгорания в газовом котле, а потом станут поступать внутрь жилого пространства. Причина такого эффекта очевидна — недостаточная высота дымовой трубы.

Читайте также: если не работает газовый котел.

Как бороться с обратной тягой. Основные ошибки и заблуждения

Ранее было сказано, что с обратной тягой можно бороться путем увеличения длины дымохода. Вариант решения проблемы достаточно прост, однако не всегда такое решение дает положительные результаты.

Второй вариант решения проблемы в подобной ситуации — установка на верхней кромке дымовой трубы дефлектора, задача которого заключается в увеличении тяги в дымоходе.

Третий вариант — уменьшение числа изгибов и резких поворотов дымовой трубы, увеличивающих кавитацию (завихрение) потока горячего воздуха с дымом при прохождении по трубе.

И в первом, и во втором случае ситуация в корне не изменится. Удлинение трубы на 1 метр не даст ожидаемого эффекта. Установка на дымовой трубе дефлектора тоже не решает проблему до конца. При значительном ухудшении погоды ветер всё же задувает не защищенный газовый котел, и отопление опять выйдет из строя. Что делать? Каково оптимальное решение?

Дефлектор особой конструкции – решение проблемы

Действенным методом, который в состоянии решить раз и навсегда проблему обратной тяги, является установка на дымовую трубу аэродинамического приспособления — дефлектора особой конструкции.

В обычном дефлекторе воздушные потоки воздействуют на его наружную часть. В результате взаимодействия воздушной массы с поверхностью дефлектора возникает разреженная атмосфера, что увеличивает тягу в дымоходе. Явление имеет название эффекта Бернулли, понятие о котором пришло к нам из авиации. Другими словами, когда воздух при встрече с препятствием огибает его, вокруг препятствия создается зона разрежения, усиливающая подъемный эффект крыла.

Для справки: дефлектор даже обычной конструкции повышает КПД любого дымохода на 15-20%, не говоря уже приспособлениях с более сложной конструкцией.

Если обычный дефлектор не в состоянии устранить задувание ветром газового котла, устанавливается приспособление более сложной конструкции. Сегодня существуют несколько типов дефлекторов, имеющих сложную конфигурацию. Среди самых популярных изделий следует выделить следующие типы:

  • дефлектор типа «Дымовой зуб»;
  • дефлектор Григоровича;
  • дефлектор типа «Воллер»;
  • шаровидные и вращающиеся дефлекторы.

Наиболее популярными в наши считаются два типа устройств: дефлектор Григоровича и приспособления типа «дымовой зуб».

Дефлектор Григоровича представляет собой устройство, в конструкции которого все контуры и элементы имеют непосредственное отношение к аэродинамике. В отличие от обычных, привычных для нас дефлекторов в виде зонтиков, стоящих на трубах в частных домах, это приспособление имеет два конуса, прямой и обратный. Взаимодействие двух конусов обеспечивает необходимое движение потоков воздуха, создавая тем самым зону пониженного давления вокруг дымовой трубы. За счет разницы температур холодного и горячего потоков тяга в трубе увеличивается в несколько раз, препятствуя любому проникновению наружного воздуха внутрь.

На заметку: дефлекторы сложной конструкции, наоборот, используют силу ветра для увеличения тяги в дымоходе, то есть при порывах ветра под углом, сверху или снизу воздух, проникая под нижний конус дефлектора, подсасывает поступающие в дымоход воздушные массы.

При правильном расположении и конструкции дымохода, оборудованного дефлектором, обратная тяга вам не грозит — любые порывы ветра работающему котлу будут не страшны.

Следует отметить и другой момент — когда ветер задувает газовый котел, и система отопления не запускается. Речь идет о недостаточно прогретом дымоходе. Во время долгих отключений отопительной системы, что характерно для загородных домов и коттеджей, при первом запуске котла пламя горелки нередко быстро затухает. Объяснение такому поведению газо-нагревательного оборудования достаточно простое — отработанным продуктам горения трудно подняться вверх по холодному дымоходу, и любые порывы ветра только препятствуют прогреву канала.

Для выхода из сложившейся ситуации достаточно прогреть дымоход на малых режимах работы котла, постепенно увеличивая мощность устройства до оптимальных параметров, и горячие продукты горения в разогретом дымоходе устремятся вверх естественным образом.

Основная статья: все о вентиляции газового котла в частном доме.

В заключении хотелось бы сказать немного о том, что грамотные тепловые расчеты, заложенные в проект, позволят вам создать эффективную систему отопления в своем доме. Не стоит недооценивать вентиляцию, от конструкции и качества монтажа которой зависит последующая работа отопительного котла.

Не стоит экономить на вытяжке и вентиляции. Планировка дома не должна препятствовать проектному оборудованию системы вентиляции. В противном случае за эстетику придется расплачиваться дискомфортом — лезть на крышу в мороз и заниматься переоборудованием дымохода.

Что делать если задувает газовый котел ветром: причины затухания котла и методы устранения проблемы

Автономная система отопления обеспечивает комфортную обстановку в помещениях. Когда она дает сбой, нарушается устоявшийся порядок и уют. Согласитесь, остаться зимой с постоянно затухающим котлом отопления никому не хочется. А если задувает газовый котел ветром что делать владельцу в такой ситуации?

Мы поможем разобраться с этой проблемой — в статье рассмотрены причины затухания котла и методы решения этой проблемы. Приведены наглядные фото и видеоматериалы.

Причины угасания пламени горелки

Затухание котла от ветра — не такая уж редкая проблема. Владельцев квартир это касается реже — 95% оборудования имеет коаксиальный воздуховод. А вот хозяева домов часто сталкиваются с затуханием горелки. Попробуем найти источник проблемы и восстановить работоспособность устройства.

Так, котел может тухнуть из-за несоответствия технических параметров дымохода и условий эксплуатации. Еще один фактор — неправильное обустройство вентиляции. Устранение подобных неисправностей разумно доверить специалистам.

В большинстве случаев горелка гаснет из-за конструктивных особенностей всей системы отопления или под прямым воздействием сторонних помех

Часто возникает ситуация, когда действующая снаружи воздушная масса создает давление и срабатывает обратный клапан. Сильный порыв ветра возвращает его в закрытое положение, подача газа в топку прекращается. В этом случае нужна реконструкция дымохода.

Затухание котла может быть связано с:

  1. Поломкой датчика контроля пламени. Изношенная термопара или электрод ионизации выбивают автоматику после малейшего дуновения ветра. Решение — замена неисправной детали.
  2. Слабым горением фитиля из-за того, что он забит или на входе недостаточное давление. Если есть регулятор, нужно проверить его настройки и повысить давление. Плюс прочистить фитиль.
  3. Плохой тягой в дымоходе.
  4. Доступностью системы для ветра — нет защиты. Относится к одноэтажным зданиям и верхним этажам многоэтажек. Проблема решается установкой флюгера-дефлектора.
  5. Неправильной конструкцией дымохода — когда недостаточно поворотов. Если он выходит из котла сразу в стенку, ветер беспрепятственно попадает в котел. Но на отводящем патрубке нельзя делать больше трех поворотов.
  6. Неправильной системой вентиляции или отсутствием каналов.
  7. Неисправность датчиков, обеспечивающих безопасность — датчик тяги, предельный термостат. Нужно проверить контакты средств защиты и зачистить их.
  8. Нахождением дымохода в зоне ветрового подпора.

Почему еще может тухнуть газовый котел при ветре? Иногда оборудование расположено в кухне с балконом на втором-третьем этаже здания. Достаточно открыть балконную дверь, чтобы резко образовалась сильная тяга, фитиль начал колебаться и затух.

Причиной затухания горелки может быть и прогорание трубы, когда через отверстие поступает воздух и мешает нормальной работе дымохода. В этом случае нужно менять дымоходную конструкцию

Полезно осмотреть наружные элементы системы отопления на наличие ледяного нароста.

Сбивать его не стоит. Нужно перекрыть газ, съемные детали занести в помещение для медленного оттаивания. После вернуть их на место, прогреть устройство, постепенно увеличивая напор газа.

От причины угасания зависит вариант восстановления работоспособности газового оборудования. Далее будем разбираться, что можно предпринять, дабы предотвратить затухание котла при ветре.

№1 — борьба с плохой тягой

Тяга — внешняя сила в дымоходе, которая заставляет продукты сгорания подниматься и уходить в атмосферу, меняясь местами со свежим воздухом. Это происходит из-за большей плотности холодного воздуха в сравнении с плотностью теплых продуктов сгорания.

В контексте проблемы затухания котла тяга может быть:

  • Недостаточной, что приводит к срабатыванию датчика и затуханию горелки.
  • Избыточной — образуется при переизбытке вентиляционных каналов, неверном положении дымовой трубы. В этом случае скорость отходящих продуктов сгорания увеличивается и котел тухнет.
  • Обратной, благодаря которой поток продуктов сгорания меняет направление и возвращается в топку. Наблюдается не только угасание пламени, но и загазованность помещений.

Источники неприятностей скрываются в конструктивных недостатках дымохода или текущих неисправностях. Особое внимание следует уделить расположению трубы — ее верхняя часть должна возвышаться минимум на полметра от крайней точки крыши.

Диаметр воздуховода рассчитывается по специальным формулам (СНиП 41-01-2003). Его сечение и высота трубы должны соответствовать мощности котельного оборудования

Необходимо проверить герметичность соединений, исправность вентилятора, наличие в трубе посторонних предметов, мусора, большого слоя нагара и устранить дефекты. К числу текущих неисправностей относится и повреждение теплоизоляции — дымоход должен быть теплым.

№2 — установка флюгера-дефлектора

Действующий метод при затухании котла от ветра — монтаж на дымоход дефлектора. Аэродинамическое приспособление может быть разной конфигурации.

В обычном флюгере воздушные потоки направлены на внешнюю часть. Их взаимодействие с поверхностью дефлектора создает разреженную атмосферу, которая увеличивает тягу.

Явление, когда воздух встречается с препятствием, огибает его и создает зону разрежения, называется эффектом Бернулли. Больше скорость воздушного потока — меньше статическое давление

Простой флюгер повышает КПД любой трубы на 15-20%. Но он не способен полностью решить проблему угасания котла. Выгоднее использовать приспособление сложной конфигурации.

Подходящие конструкции:

  • Григоровича;
  • Вольперта;
  • шаровидные, вращающиеся;
  • другие.

В дефлекторе Григоровича все элементы подчинены законам аэродинамики. Приспособление двухконусное. Взаимодействие прямого и обратного конусов распределяет проходящие воздушные потоки так, чтобы вокруг трубы образовалась зона пониженного давления.

После установки дефлектора Григоровича тяга увеличивается в несколько раз. Это происходит за счет температурной разницы холодных и горячих потоков

Дефлектор Вольперта представляет собой конструкцию из двух «стаканов» — цилиндрического и с расширением книзу. Верхний с крышкой несколько находит на нижний.

Конструкция этого дефлектора рассчитана на то, чтобы при любом направлении ветра газы выталкивались (высасывались) на поверхность через кольцевые отверстия

Есть и объединенное приспособление — дефлектор Вольперта-Григоровича. В нем присутствует обратный конус, криволинейная поверхность диффузора и крышка-зонтик. Конструкция показывает хорошую эффективность в решении проблемы угасания котла и повышает его КПД на 25%.

Требования к дефлектору на дымоход газового котла и монтажные инструкции мы привели в следующей статье.

Любой дефлектор требует регулярного обслуживания — чистки и смазки, иначе произойдет обратный эффект. Козырьки-зонтики устанавливать не рекомендуется — они нарушают технику безопасности.

№3 — постепенный разогрев котла

Если отопительная система длительное время была отключена, ветер может задувать газовый котел из-за недостаточно прогретого дымохода. Эта ситуация характерна для загородных домов, когда после первого запуска оборудования горелка быстро затухает.

Объяснение явления простое: отработанным продуктам горения сложно подняться вверх по холодной трубе, а порывы ветра мешают прогреву канала.

Действовать нужно так: запускать систему на малых оборотах и постепенно увеличивать мощность прибора до оптимальных показателей. Это создаст естественные условия для выхода горячих продуктов горения.

Решение проблемы для разных видов котлов

Оборудование с закрытой горелкой именуется турбированным и ему для функционирования требуется электроэнергия. Чтобы предупредить повреждения платы управления при сбоях в электросети, при монтаже котлов устанавливают стабилизатор напряжения.

Котельные агрегаты с открытой камерой сгорания называют атмосферными. Они не зависят от системы электроснабжения.

Так, атмосферные и турбированные котлы имеют разное устройство. Поэтому принципы решения проблемы с их затуханием так же будут отличаться.

Атмосферные котлы энергонезависимы. А вот в турбированном причиной затухания горелки может быть неполадка в электронной части, а не только задувание ветра

В атмосферных котлах тяга естественная. Прибор не получает установленный объем воздуха, если она недостаточная или недостаточный приток воздуха. Необходимо искусственно увеличить объем забираемого кислорода с помощью обустройства дополнительной приточной вентиляции и обычного отверстия в двери с решеткой.

Также можно использовать один из способов:

  • уменьшение диаметра дымохода посредством монтажа внутренней трубы, что ускорит прогрев и устранит эффект чрезмерного разбавления газа воздухом;
  • установка дефлектора;
  • увеличение длины дымохода.

Турбированные котлы более стабильны в работе, но при условии их установки с подветренной стороны.

В обратной ситуации поможет монтаж дефлектора или реконструкция дымохода путем создания в нем системы «разрыва тяги» — сооружение внутри дымоходной трубы зоны, препятствующей обратному движению продуктов горения.

Выводы и полезное видео по теме

Установка перегородки от ветра.

Как сделать защитный чехол для парапетного котла.

Что полезно знать перед установкой и эксплуатацией флюгера-дефлектора.

Эффективность системы отопления зависит от грамотных тепловых расчетов при проектировании дома, правильной эксплуатации и регулярного обслуживания. Рассмотрев причины, почему при ветре задувает газовый напольный или настенный котел, можно подвести итог: проблема устраняется заменой (ремонтом) отдельных деталей, проверкой или переоборудованием всей конструкции дымохода.

Мероприятия по восстановлению работоспособности оборудования стоит доверить специалистам. Если заниматься этим самостоятельно, нужно обязательно проконсультироваться с опытными мастерами.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх